Знатоки Анатолий Вассерман и Нурали Латыпов: Думать - это очень приятно

Легендарные знатоки телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» Анатолий Вассерман и Нурали Латыпов побывали в Казани.

news_top_970_100
Автор фото: Фарит Муратов

Они были почетными гостями турнира по интеллектуальным играм для людей с ограниченными физическими возможностями. Мы рады, что Анатолий Александрович и Нурали Нурисламович стали гостями и редакции «Казанских ведомостей».

Не загубить росток любопытства

- У многих современных детей даже нет стремления узнавать что-то новое. Как пробудить в них этот интерес?

Нурали Латыпов: - Надо воспитывать интеллектуальное трудолюбие. Есть родители, которые с малых лет приучают детей к физическому труду: огород вскопать, маме по дому помочь... А когда ребенок сталкивается с какой-нибудь проблемой, где надо думать, они говорят: «Не ломай голову! Не заморачивайся!» Это неправильный подход.

У любого человека есть инстинкт познания. Любопытство - великая сила! Помню, в детстве в саду я засмотрелся, как паук плетет паутину. Отец сначала спросил: «Ты что бездельничает?» Но увидел, чем я занят, и больше ничего не сказал. Буквально через несколько дней у соседа сын тоже рассматривал сплетенную паутину, а его отец раздраженно смахнул паутину вместе с пауком. Вот так взрослые губят росток любопытства в своих детях.

Анатолий Вассерман: - Ребенку надо как можно раньше дать попробовать вкус успеха, вкус познания. И дальше, скорее всего, он будет учиться сам, с интересом, удовольствием, без специальных усилий со стороны родителей. Мне, например, повезло с родней. Во-первых, в моей семье мне было за кем тянуться. Во-вторых, мне терпеливо отвечали на все мои вопросы. В-третьих, когда родителям надоело читать мне книжки вслух, они предложили читать самостоятельно и познакомили с буквами. И в 4 года я уже читал бегло.

У евреев издавна была традиция раннего образования. Эта традиция привела к очень интересному результату. С одной стороны, если у ребенка есть какие-то способности, они будут вытащены на поверхность. Но в этом таится определенная угроза. Если ребенок оказывается умнее сверстников, он теряет мотивацию, интерес учиться дальше. Это оборачивается привычкой лениться, от которой очень сложно избавиться. Лень есть и во мне. Но я люблю думать, потому что давным-давно разными способами убедился, что думать - это очень приятно.

Не надо путать информацию и знания

- Знания могут быть бесполезными?

Нурали Латыпов: - Не надо путать знания и информацию. Это совершенно разные понятия. Допустим, вы прочитали, что на казанский вокзал в 18.00 прибывает поезд. Это информация. Но если вы ее использовали для того, чтобы встретить того, кто едет на поезде, - это знания. Это самый примитивный пример.

Анатолий Вассерман: - Я много лет говорю о необходимости формирования у ребенка целостной картины мира, чтобы он понимал, все в этом мире взаимосвязано. И поэтому знания бесполезными не бывают, они откладываются в нашу копилку, и в нужный момент их можно использовать.

- Как не утонуть в море информации, которая обрушивается на каждого из нас?

Анатолий Вассерман: - Если есть целостная картина, любая информация, каждый новый факт будут ложиться четко на свое место. И картина будет складываться, как пазл. Если пазл не складывается, значит, или информация неверная, или что-то не так с самой картиной.

Напичкать человека информацией - это не выход

Нурали Латыпов: - Существует несколько уровней обучения. Первый - напичкать человека информацией: «Запомни вот это, запомни вот это и еще вот это…» Это самый простой и неэффективный уровень, но именно он применяется в большинстве наших учебных заведений. Уровень второй - обучить, как использовать информацию для решения проблемы. И третий уровень - научить человека анализировать информацию и строить алгоритм своих действий в той или иной ситуации.

Анатолий Вассерман: - Да, к сожалению, пока ум не востребован обществом, школу неизбежно нацеливают на оглупление учеников. Надо учить мыслить системно, чтобы человек понимал закономерности происходящих событий. А если принимать решения, не понимая закономерностей, то можно наломать дров…

Я еще в 8-м классе занимался программированием, когда учился в вечерней математической школе. Надо было самому поставить задачу, самому разработать алгоритм ее решения и программировать. Это изрядные навыки обработки информации и составления алгоритмов, они здорово помогают в жизни.

- Интересно, женский ум и мужской ум чем-то отличаются?

Нурали Латыпов: - Конечно, различия есть, просто потому, что у мужчины и женщины биологически разные задачи. И не случайно мальчиков рождается больше. Мальчики чаще погибают в войнах, экстремальных ситуациях. Говоря компьютерным языком, мужская программа - это поисковая программа. Поиск всегда связан с риском. А женская программа более консервативная, ее задача - не потерять, уберечь то, что есть. Взаимодействие этих двух программ позволяет человечеству как виду выживать и развиваться.

Не нарываться на неприятности

- Анатолий Александрович, в интернете прочитала, что вы как политический консультант, аналитик выступаете за отмену пенсий. Почему?

- Это не совсем так. Некоторые журналисты выковыривают из большой булки одну изюминку и по этой изюминке делают выводы о качестве булки. В одной моей статье речь шла о том, что серьезные экономические, социальные проблемы нашего общества требуют довольно сложного комплексного решения. Отмена обязательного пенсионного обеспечения - это психологический удар. Но это, по-видимому, одна из возможных мер выхода из демографического кризиса. Но сама по себе она не принесет ничего хорошего. Демографического кризиса она не решит. Проблема в том, что деньги - это всего лишь право на получение товаров и услуг. Но эти товары и услуги кто-то должен создавать. Если пенсионеров становится все больше, а трудоспособных все меньше, то неизбежно наступит момент, когда работающие люди будут не в состоянии прокормить себя и нетрудоспособных. И в такой ситуации, сколько бы денег у вас ни было, они вам ничем не помогут: на них нечего будет купить.

- Также вы сторонник разрешения использования огнестрельного оружия для гражданской самообороны. Не перестреляют люди друг друга?

- Ни в коем случае! Например, в Молдавии и Эстонии в середине 90-х ввели разрешение на ношение оружия. И уровень преступности стал ниже. Думаю, что россияне не глупее эстонцев и молдаван. Но нельзя просто разрешить продажу оружия для самообороны. Необходимо обучить людей четким правилам этой самой самообороны. Подготовка должна включать не только обучение, как пользоваться оружием, но и умение не доводить ситуацию до такой степени, когда возникнет необходимость применить это оружие. Не нарываться на неприятности, не вести себя как жертва - этому тоже надо учить. То есть и здесь должен быть комплексный подход. Надо помнить главный принцип: угодить в сложную ситуацию просто, а вот выбраться из нее гораздо сложнее. И если ограничиться каким-то одним инструментом, сработает правило Менкена: у любой сколь угодно сложной проблемы есть простое, очевидное, легко понятное, удобоисполнимое, неверное решение.

Анатолий Вассерман родился 9 декабря 1952 года в Одессе. Окончил Одесскую государственную академию холода, получил специальность «инженер-теплофизик». Работал программистом одесского всесоюзного НИИ «Пищепромавтоматика». Впервые в телеигре «Что? Где? Когда?» появился 14 октября 1989 года. Играл в команде Нурали Латыпова. Публицист. С 6 сентября 1995 года - политический консультант. Анатолий Александрович является изобретателем и единственным владельцем жилета с огромным количеством карманов, в которых носит все необходимые вещи от набора инструментов и GPS-навигатора до фонариков и диктофонов. Вес жилета превышает 7 кг. Коллекционирует различные образцы огнестрельного оружия.

Справка

Нурали Латыпов родился 1 июня 1954 года в Узбекистане в семье учителей. Окончил Ростовский государственный университет (биологический и физический факультеты), очную аспирантуру кафедры философии естественных наук МГУ. Кандидат философских наук. Работал вице-президентом Московской товарной биржи, был советником мэра Москвы Юрия Лужкова по инновационной политике. Директор института стратегического мониторинга. Журналист, политический и научный консультант, автор многих научных монографий, среди которых «Самоучитель игры на извилинах. Возьми от мозга все». Обладатель первой в истории клуба «Что? Где? Когда?» высшей награды - «Хрустальной совы». Лауреат литературной премии «Золотой теленок» «Литературной газеты» (1980), 12-кратный обладатель Гран-при международных выставок карикатур.

news_right_column_240_400