В соответствии со сложившимися нормами одна точка распространения газетно-журнальной продукции должна приходиться на 800 - 1000 человек. В Казани же это соотношение далеко от идеала, и одна торговая точка приходится на 4 тысячи человек. В данной ситуации ни о какой шаговой доступности прессы для населения говорить не приходится. А ведь ежедневная газета - продукт «скоропортящийся»! Если не обеспечить его своевременную продажу, информация теряет актуальность, газеты остаются на прилавках, а предприятие недополучает свою прибыль.
Тем не менее я бы не спешил списывать со счетов печатные СМИ, как это стало привычным для нас всех в последние годы. Данный вид носителя информации остается актуальным и в наш информационный век, причем не только в силу привычки и предпочтений отдельных слоев населения. Гаджеты и интернет доступны далеко не всем, а смотреть телевизор многие не могут из-за распорядка дня. Так откуда, если не из газет, они должны получать информацию?
О кооперации и конкуренции
Пожалуй, одной из главных проблем в отрасли можно назвать отсутствие эффективной системы взаимодействия изданий с дистрибьюторами. Вместе мы ведем социально ориентированный бизнес, обеспечивая реализацию одного из главных конституционных прав граждан России - права на свободный доступ к информации. Однако вместо полноценного взаимодействия имеем несколько иную систему сотрудничества. Дело в том, что издатели зачастую не заинтересованы в реализации собственной продукции. Их можно понять: себестоимость продукта часто не окупается доходами с продаж и основным источником дохода выступают рекламные поступления и государственные дотации. В таких условиях дистрибьюторы больше заинтересованы в реализации продукта, чем сам производитель. Такая ситуация не способствует стимуляции продуктивного диалога и взаимодействия!Не меньшим тормозом отрасли является и отсутствие взаимодействия дистрибьюторов друг с другом. Конечно, никто не хочет помогать конкуренту, особенно в нашей среде, где успешные технологии дороже всего остального. Но ведь доходит до нелепости: пять дистрибьюторов на пяти разных машинах везут тираж одного и того же издания в один и тот же район! А ведь объединись они в этом вопросе, розничная цена на издание могла оказаться чуть ниже, что способствовало бы увеличению продаж.Если наши предприятия перестанут приносить прибыль, их придется закрыть. Например, в городе около 150 точек продажи газетно-журнальной продукции, расположенных в торговых центрах. Их расходы увеличиваются с каждым годом (налоги, аренда, плата за электричество), а доходы при этом остаются на прежнем уровне. Продавать сопутствующие товары не позволяет арендодатель, ведь для этих целей он сдает соседние площади! Вывод очевиден: рано или поздно эти торговые точки станут убыточными и закроются. Изданиям в свою очередь станет труднее реализовывать свою продукцию. Очевидно, что в отсутствие диалога мы можем просто потянуть друг друга на дно.
О диалоге с властью
К счастью для нас, дважды навстречу нам шел лидер республики Рустам Нургалиевич Минниханов, оба раза внося изменения в законодательство, расширяя ассортимент продаваемых нами сопутствующих товаров. Это позволило нам стать прибыльным и эффективным предприятием, и в 2012 году мы стали лучшим предприятием отрасли, опередив коллег со всей России.К сожалению, с тех пор многое изменилось. Как я уже говорил, было отменено льготное налогообложение для дистрибьюторов газетно-журнальной продукции. Также нам запретили продавать сигареты.Следует понимать, что в отличие от изданий мы не получаем дотаций или субсидий от государства. Фактически нас приравняли к обычным предприятиям розничной торговли. В то же время и по той же причине мы не можем получить помощь в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса, так как она не распространяется на предприятия розничной торговли. При этом, мне достоверно известно, в других регионах страны дистрибьюторы газетно-журнальной продукции имеют доступ к таковым. К сожалению, в кабинетах нам часто говорят, что мы не умеем работать и зарабатывать. Люди на местах не хотят вникать в наши проблемы.
Об успешном опыте в России и за рубежом
Во всем мире наиболее успешные сети дистрибуции газетно-журнальной продукции - это те, о которых заботится власть. Взять, к примеру, Францию. Плюрализм во мнениях там лежит в основе ментальности народа, в стране существует огромное количество СМИ, а правительство заботится о том, чтобы народ имел доступ к информации. Дотации на каждый газетный киоск ежегодно составляют несколько тысяч евро.В нашей стране положительными примерами можно назвать опыт Калининграда и Липецка. В обоих городах власти предоставили предпринимателям комфортные условия для ведения бизнеса - площади для киосков в долгосрочную аренду по низкой цене. Результат не заставил себя ждать: сети стали эффективными и прибыльными.
О надеждах и планах на будущее
Долгое время мы обращаемся с просьбами к власти о возможности применить современные российские и европейские технологии, которые позволили бы нам стать предприятием, аналогов которому нет в России, равно как и во многих европейских странах.Что нам для этого нужно? Первое - увеличение доступной площади, чтобы на месте киосков мы могли установить торговые павильоны площадью около 20 кв. м. Это позволит нам создать точки социального интереса для граждан, где помимо широкого ассортимента печатной продукции они могли бы получить другие необходимые услуги. К примеру, мы могли бы установить там терминалы электронного правительства, сделав их доступнее для населения.Второе - снять ряд ограничений в нашей деятельности. Одно из них - на размещение на стенах торговых помещений рекламы иных товаров или услуг. Мы стремимся создать эстетичные торговые павильоны, которые бы органично вписались в наш прекрасный город. Прямо скажу, считаю многие нынешние газетные киоски преступлением против городской архитектуры. На новых павильонах мы могли бы эффективно размещать рекламу как в дневное, так и в ночное время. Причем не настаиваем на том, чтобы доходы поступали нам, их могли бы получать другие соинвесторы, одним из которых мог бы выступить наш город.И главное, это снятие ограничения на торговлю ряда сопутствующих товаров, в том числе и сигарет. В существующих реалиях газета не является трафикообразующим товаром, становясь товаром импульсного спроса. Продажа же сигарет, снеков, напитков увеличила бы количество посетителей торговых точек, и как следствие - продаж газет и журналов. Ментальность россиян такова, что многим кажется неуместным продавать в газетных киосках, скажем, фастфуд, тогда как в Европе это уже давно стало нормальным.