Уважаемая Анжелика! В практике работы территориальных органов ПФР такие случаи не единичны. Как пояснила руководитель юридической группы управления ПФР в Ново-Савиновском районе г. Казани Айгуль Омарова, граждане, претендующие на дополнительные меры господдержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон №256-ФЗ), должны понимать, что закон устанавливает дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.

Однако при обращении женщин за получением сертификата на материнский капитал в случаях, когда второй (или первый) ребенок родился мертвым (умер при родах), право на дополнительные меры господдержки не возникает. С точки зрения закона это объясняется тем, что в соответствии с п. 1 части 1 статьи 3 Закона №256-ФЗ к лицам, которые вправе получить меры поддержки, относятся, в частности, женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1.01.2007 г.

Согласно п. 5 постановления правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» заявление о его выдаче подается с предъявлением документов, подтверждающих рождение детей. Таким документом (в соответствии с п. 8 и п. 2 ст. 8 ФЗ от 29.12.2006 г. №256-ФЗ и п. 14 заявления о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал) является только свидетельство о рождении.

В соответствии же с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» свидетельство о рождении мертвого ребенка не выдается. По просьбе родителей выдается документ, подтверждающий факт регистрации рождения мертвого ребенка. Следовательно, свидетельство о рождении может быть получено только в случае рождения матерью живого ребенка. Таким образом, признание факта рождения ребенка живым является необходимым и юридически значимым условием возникновения права на дополнительные меры господдержки.

ГЛАВНОЕ. Значит, справка о рождении мертвого ребенка не может быть принята к рассмотрению в качестве документа, на основании которого могут быть установлены меры поддержки семей, имеющих детей.

Подобный подход полностью отвечает законодательным целям, поскольку отношение по господдержке и соцзащите материнства и детства в связи с рождением и воспитанием детей возникает только тогда, когда существует (появляется) ребенок, которому в первую очередь и адресованы защита и забота со стороны государства.