Знакомство

С Хамзей Абдрахмановичем Кильдеевым я познакомилась на чемпионате WorldSkills Kazan 2019. Помню, как поразили меня горящие карие глаза учителя. Он стоял возле выставочных стендов и увлеченно рассказывал о своем детище:

- Этот школьный музей природных камней носит имя выдающегося ученого-минеролога профессора Леонида Михайловича Миропольского. 70 процентов образцов добыты мной собственноручно.
- Сколько всего собрано экспонатов? - спросила я.
- Мы не считаем. Кое-что приходится хранить и на улице: в школьном дворе. Сокровища не умещаются в здании. В этом году, например, привезли с Байкала 100 кг лазурита, апатита и мрамора. Образцы еще не разложены: до сих пор лежат в коробках.

Музейные экспонаты поражают своим разнообразием. Найдется все - от мрамора до горного хрусталя. Хамзе Абдрахмановичу больше всего нравятся аметисты. Но в магию камней он не верит, предпочитая смотреть на мир рационально: 
- Есть такое поверье, что камни исцеляют. Допустим, если носить изделия из оникса, то улучшится состояние практически всех внутренних органов... Но, наверное, это, скорее, миф, чем правда.

При общении с хранителем музея выясняется, что он - преподаватель географии с 46-летним стажем, ветеран труда, почетный работник общего образования, кандидат в мастера спорта, призер СССР по лыжному туризму, в настоящее время работающий в лицее №83 Приволжского района Казани.

На уроке

Кильдеев похож на бывшего военного. Подтянутый, с уверенной осанкой, говорит звучно голосом, не терпящим возражений.
- Садимся, открываем тетради. Каждый получит задание!

Школьники трудятся. В кабинете царят дисциплина и порядок. Хамзя Абдрахманович перед детьми не заискивает, улыбка на его лице расцветает редко. Но ребята своего учителя уважают, называя его строгим и справедливым.

Кильдеев не боится ставить низкие оценки, если они заслуженные.

- Дети пришли сюда учиться! Значит, именно этим и должны заниматься, - рассуждает географ. - Кроме того, я никогда не подсказываю. Не стоит потворствовать лени.

В чем же главный секрет успеха учителя? Наверное, в страстной любви к своему предмету! Когда Хамзя Абдрахманович прикасается к камню или глобусу, за его спиной будто вырастают крылья.

- Я ничуть не жалею о своем выборе, - говорит он. - Если бы мог начать все сначала, выбрал бы этот же путь.

Семья

Хамзя Абдрахманович родился в Казани в апреле 1948 года в семье фронтовика. Отец нашего героя, Абдрахман Абдуллович, освободитель Праги, был удостоен многих правительственных наград. Мать, Хадича Абдрахмановна, во время войны трудилась учительницей начальных классов в школе. После победы советских войск работала на жиркомбинате.

Со своей супругой, Любовью Олеговной, наш герой дружил еще со школы. У четы Кильдеевых двое детей: сын Альберт и дочь Лилия. И двое внуков.
Вся семья увлечена туризмом. Ими пройдено немало совместных походных километров.

Сразу в 3 библиотеки

Хамзя Абдрахманович с детства любил книги. Читал увлеченно, запоем. Родители записали его сразу в 3 казанские библиотеки, одна из которых была для взрослых. Учился мальчик хорошо, за что был досрочно принят в пионеры.

- Я с малых лет интересовался географией. Помню свою первую учительницу по этому предмету. Бывшая партизанка Степанова. Ноги ее практически не ходили. Женщина преподавала, сидя на стуле, водя указкой по карте мира.

Большое влияние на Хамзю оказала его школьный преподаватель математики Халиуллина. Имени и отчества он, к сожалению, уже не помнит. Энергичная и крепкая, она повела шестиклассников в зимний поход. Желающих оказалось семеро. Отец смастерил для мальчика лыжи из доски. Бабушка сшила из мешка какое-то подобие рюкзака и прикрепила к нему веревки. Облачившись в телогрейку, Хамзя отправился в путешествие.

- Наша учительница оказалась смелой! Что тут скажешь: опытная альпинистка. Одну ночь мы провели в палатке с переносной печкой. Устроили привал у озера Бугровского (было такое в Займище). Организовали дежурство у печки. Я, маленький и худой, отоплением не занимался. В те времена еще второгодники были. Крепкие такие мужички-хулиганчики. Парочка таких затесалась в нашу компанию. Они-то и дежурили у печки.

Пробный дальний поход случился у нашего героя в 11-м классе. Кто-то из участников отказался от семинара по горному туризму, проводившегося в Тянь-Шане. Вызвался Хамзя. Ребята много тренировались. 

- Там я в горную трещину влетел. Не заметил ее под толщей снега. Высота ледника над уровнем моря была 4 с лишним тысячи метров. С товарищем очень повезло: удержал и вытащил. Этот случай не напугал. Наоборот, разгорелось желание покорять новые вершины.

Окончив в 1972 году естественно-географический факультет Казанского пединститута, Кильдеев раз и навсегда стал школьным учителем и организатором детских турпоходов.

Сегодня

- В горах я всегда чувствую себя молодым. Бегаю. Хотя первые два дня бывает трудно, - признается Хамзя Абдрахманович. - Еще рюкзак тяжелый давит на плечи. Но если не двигаться вперед, быстро сдуешься и станешь бабаем.

В первый поход учитель повел школьников еще в далеком 1973 году. Целью стали Юрьевские пещеры рядом с Камским Устьем. Зимой того же года отправился с ребятами в марийские леса. Несколько дней группа жила там в землянке с печуркой.

За свою жизнь наш герой совершил несколько десятков экспедиций с детьми. Среди покоренных территорий - Кольский полуостров, Алтай, Прибайкалье, Тянь-Шань, Саяны и многие другие места.

- Ребят берем самого разного возраста. В этом году со мной на Байкал ездил внук-первоклассник. Но все же в основной состав стараемся включать школьников не младше 12 лет. Они уже способны сами себя обслуживать и готовы трудиться. На второй день похода становится понятным, кто чем займется. Один хорошо рубит дерево, у другого получается пилить. Девочки у нас отвечают за кухню.

- Не случалось ли во время походов чрезвычайных происшествий?
- Не было такого. Я всегда проверяю маршрут перед тем, как провести по нему группу. Подобные экспедиции - серьезное испытание. Но всякое случается, конечно. Как-то раз мы чуть не попали под камнепад на Алтае. Ночь, спим в палатках. Вдруг грохот.

Словно война началась. Ребята повскакивали, испуганные. Хорошо, что довольно далеко от нас камни падали. Видимо, животное какое-то неудачно прыгнуло. Этим летом, например, прибыли на Байкал в разгар половодья. Трое суток пришлось просидеть на базе МЧС. Стихия не на шутку разбушевалась. Потом нам все же разрешили пойти в горы. Маршрут я вынужден был изменить, чтобы избежать ненужной опасности.

- Откуда берете деньги на путешествия?
- Большую помощь оказывает директор лицея Диляра Динаровна Бикуева. Например, школа закупила все необходимое туристическое снаряжение. Также находим спонсоров. В прошлом году поход состоялся благодаря поддержке мэра Казани Ильсура Метшина. Во время посещения лицея мэр осмотрел школьный музей камня и поинтересовался, не требуется ли помощь. Я признался, что нужен спонсор для предстоящей экспедиции. Помощь оказали. В итоге 30 ребят отправились на Кавказ. 
Ученики

- Желающих пойти в поход много! - говорит ученик 8-го класса Владимир Ефимов. - Будущих туристов тщательно отбирают. У них должна быть высокая успеваемость. Оценивают дисциплину, организованность и умение работать в команде.
- Хамзя Абдрахманович - замечательный руководитель. Он грамотно организует работу и распределяет обязанности, - размышляет воспитанница лицея Джапазбатова Эмилия. - Мы гордимся тем, что участвуем в экспедициях. И стараемся не ударить в грязь лицом.

Если группа набирается большая, ее разбивают на семерки. Во главе каждой - опытные старшеклассники. С ребятами идут кураторы из преподавателей, но они не оказывают излишнего давления. Лентяи отсеиваются сами собой. В следующие походы их уже не берут.

- Зачем везти ребенка за границу? - рассуждает Хамзя Абдрахманович. - В России - неповторимые ландшафты и памятники природы! Можно всю жизнь их изучать. 
Кстати, в планах Кильдеева еще как минимум два похода: поведет ребят на Алтай и в Саяны.