Все дело в мере

- Лилия Гигелевна, педиатры утверждают, что смартфоны для детей опасны. От них могут быть нарушения сна, вялость, апатия, сонливость, проблемы с памятью и иммунитетом. Вы с этим согласны?
- Одним и тем же можно вылечить, развить, а можно и убить. Вопрос в количестве, то есть в мере. Если ребенок находится с гаджетом в потоке информации часами, то, конечно, у него может появиться зависимость, которая приведет не только к нарушениям сна, но и к нарушениям смены жизненного ритма «бодрствование - сон», взаимодействию с социумом. Поток последствий может быть огромный!
Но это не значит, что ребенок не должен пользоваться гаджетом. Ведь это наша сегодняшняя реальность. Здесь, повторяю, все зависит от меры. От того количества времени, которое ребенок проводит со смартфоном. Увы, к нам уже приводят малышей, которым всего два года, а у них уже гаджетозависимость.

- У таких крох, почему?
- А потому что родителям очень удобно сунуть чаду телефон или планшет с мультиками, где он часами зависает. Что в результате? Детская психика настроена на формирование и развитие по принципу подражания. Значит, все, что ребенок видит на экране, он берет за правило. И взаимодействует с миром в соответствии с тем примером, который ему демонстрируется на планшете.

Возьмем для примера популярный мультик «Маша и Медведь». Дети в нем зависают. Там много динамики, все весело и ярко. Но какую модель поведения демонстрирует девочка Маша? Несерьезность, неуважение к старшим, наглость. У детей эта модель поведения невольно закладывается, они начинают ее повторять. В этом случае мы уже перешли к вопросу не только количества времени, проводимого ребенком с гаджетами, но и качества, содержания. А это уже из области ответственности родителей, которая должна присутствовать всегда, сколько бы ребенку ни было лет. И когда он маленький (тогда ответственность, естественно, больше), и когда подрос.

С подростком мы уже вообще обязаны войти в контакт и смотреть все вместе с ним, объясняя с позиции этики и прививая свои нравственные ценности, чтобы он мог выработать фильтры на аморальные вещи. Таким образом, развивается эмоциональный базовый интеллект, который позволяет детям адаптироваться в этом мире.

Как помочь?

- Но ведь родители просто не в состоянии контролировать все, что смотрит по гаджету их ребенок, особенно если он подросток…
- Когда дети маленькие, могут! В случае с подростком, да, достаточно сложно. Но к этому возрасту родители должны суметь построить с ребенком доверительные, дружеские отношения. И тогда родитель будет знать его интересы и сможет их корректировать. Только я бы заменила слово «контролировать» на «корректировать». То есть мудро, разумно помогать взрослеющему ребенку ориентироваться в потоке информации. Направлять, а не указывать.

- Сейчас с тревогой говорят о вреде соцсетей для детей и подростков…
- Достижения цивилизации, несомненно, приносят много блага. Сейчас трудно представить, что человечество может обойтись без соцсетей. Но! Руководство и сотрудники Силиконовой долины, где расположены штаб-квартиры многих недавно открывшихся компаний и международных высокотехнологичных корпораций, таких как Apple, Facebook и Google, разработали для своих детей другие правила. Они ограждают их от соцсетей и гаджетов. А в ответ на вопрос «Почему?» поясняют, что хотят, чтобы их дети… правили миром.

Там совершенно другая система образования. Много внимания уделяется развитию у ребенка музыкальных и художественных способностей. Это традиционный, выработанный в течение тысячелетий механизм развития, который заточен на тот ритм, в котором человек привык мыслить.

А на что направлены соцсети? На то, чтобы ребенок был успешным, - это ключевое слово. На то, чтобы он был, скажем так, «достигателем». Не на сам процесс развития и не на получение удовольствия от того, что познаешь мир и интересуешься им. Склонности к этому заложены в человеке природой. Нам с рождения свойственна активная познавательная деятельность. Но в случае с соцсетями она начинает трансформироваться в «достигательство».

Страх неуспеха

- Чем же это опасно для детей?
- У нас на приеме недавно был ребенок, который должен сейчас ходить в первый класс, но он отказывается идти в школу, потому что… не соответствует ожиданиям взрослых. У малыша уже выработалась фобия: когда он доходит до школы, у него начинаются приступы страха. Когда мы его протестировали, оказалось, ребенок находится в состоянии стресса, связанного с недостижением, неуспехом. Вы только подумайте: страх неуспеха является базовым для ребенка 7 лет!

- А если рассмотреть эту проблему в отношении соцсетей?
- То там та же ситуация. Нет определенного количества лайков - у ребенка стресс. Друзья ему не ответили - стресс. Отсюда - ребенок готов выкладывать любую информацию, только бы получить внимание от других. Такое искривленное получение любви и обратной связи.

Поэтому мы говорим, что взаимодействие с соцсетями должно происходить разумно, под контролем и коррекцией взрослых. А они должны понимать, какой контент будет полезен ребенку. Разовьет ли он в нем духовные качества, повысит его нравственность, будет  способствовать интеллектуальному развитию? Предоставлять ребенка самому себе во взаимодействии с соцсетями нежелательно. В этом случае, выбирая то, что зацепило глаз, он зачастую может руководствоваться потребностями низкого уровня. И мы получим инфантильную личность. Значит, все зависит и от количества времени, проводимого в соцсетях, и от качества контента.

- Вы согласны, что пользование интернетом снижает способность человека к самостоятельному мышлению?
- Работа мозга в рамках психики устроена удивительно! Он не будет тратить энергию на то, что не используется. И если человек не использует эту информацию, то мозг и не будет уделять внимание тому вопросу. Например, если раньше все знали наизусть номера телефонов своих близких и друзей, то сейчас, когда такой необходимости нет, как правило, люди не могут этим похвастаться. Мозг на это уже не запрограммирован. Ему не нужно тратить на это усилия, есть гаджет. То же самое касается и всего остального. Если я в любой момент могу узнать то, что меня интересует, с помощью опции «Поиск», зачем мне это запоминать и анализировать? Да, сейчас скорость мышления и развития мышления у человека стремительно меняется. Об этом бьют тревогу все нейропсихологи.

Сравним развитие лобных долей мозга у современной молодежи и людей старших поколений. Они завершают развитие человека в психическом плане и отвечают за контроль и прогнозирование - то есть за тот способ мышления, который отличает взрослого человека от ребенка. Раньше эти доли мозга сформировывались у людей к 15 годам. А сейчас у многих они не сформированы не только в 15 лет, но и в 20, и в 25 лет. Это заставляет задуматься. У современной молодежи клиповое мышление. Мышление, отличающееся быстротой, но лишенное эмоционального желания глубоко проникнуть в проблему. Человек с клиповым мышлением стремится выхватить лишь краткую информацию. При таком подходе нет проживания ситуации.

Когда покупать смартфон?

- С какого же возраста ребенку можно позволить иметь смартфон?
- На сегодняшний день еще нет исследований, которые бы говорили, к каким конкретно последствиям может привести использование детьми смартфонов. Но, опираясь на опыт, разумность, знание развития психики ребенка, мы можем говорить, что в первую очередь для этого ребенок должен созреть физически по всем законам природы. Сначала у него должны развиться те зоны мозга, которые отвечают за его адаптацию в этом мире. То есть сначала формируется умение малыша просто определять себя в пространстве - через предметы и взаимодействие с ним. И прежде чем вместо реального (того, что можно потрогать) давать малышу замену на плоскости, нужно сформировать у него базу, которая нарабатывалась у человечества миллионы лет.

С другой стороны, лишать ребенка этого предмета тоже глупо. Он видит: у мамы и папы гаджет есть, а почему ему нельзя? Это такой же вопрос знакомства ребенка с новыми для него предметами, как, скажем, карандаш, линейка, кружка. Так что вопрос, с какого возраста ребенку можно разрешить пользоваться гаджетами, это тоже вопрос меры.