«Алтын тәлинкә» без голубой каемочки: почему российские режиссеры не снимают кино в Казани

Почему киногруппы не выбирают Татарстан как место для съемок и как изменить сложившуюся ситуацию? Это, среди прочего, стало темой обсуждения деловой части программы III Межрегиональной премии в области кинематографии «Алтын тәлинкә» («Золотая тарелка»).

news_top_970_100
Автор фото: Дмитрий Сивков

Дважды золотая «Пувырга» 

Финал главного кинематографического события республики прошел 29 июля в технопарке в сфере высоких технологий «ИТ-парк имени Башира Рамеева». Помимо призовой статуэтки «Золотая тарелка», победители в восьми номинациях получили и денежную составляющую, разделив более 2 миллионов рублей призовых.

Дважды здесь эксперты отметили работу Владислава Петрова из Казани. Его игровой короткометражный фильм «Пувырга» стал победителем в номинациях «Дебют» и «Кадры за кадром» (денежный приз в каждой – 100 000 рублей).

Эксперты кинопремии дважды отметили работу Владислава Петрова из Казани.

Его игровой короткометражный фильм «Пувырга» стал победителем

в номинациях «Дебют» и «Кадры за кадром». 

Фото: © пресс-служба «Время кино»

Триумфатором же церемонии награждения стал фильм «Узлы» (режиссер Олег Хамоков; Кабардино-Балкарская Республика, Нальчик, Санкт-Петербург), у него главный приз  – «Лучший игровой полнометражный фильм на национальном языке» (500 тысяч рублей) и «Лучший режиссер» (200 тысяч), также актриса Светлана Мамышева (Москва), сыгравшая главную героиню в «Узлах», отмечена в номинации «Лучшая женская роль в игровом фильме».

Стороннему человеку могло показаться, что призовые лауреаты получают на «на блюдечке с голубой каемочкой». Выражение, благодаря авторам «Золотого теленка» обрело смысл, когда кого-то судьба одаривает с легкой руки. В случае с кинематографистами, можно сказать определенно, это не так. И свои призовые на «Алтын тәлинкә» они получили без какой-либо иносказательной каемочки – шли к этому долго и упорно.

 Триумфатор церемонии награждения режиссер Олег Хамоков. Его «Узлы» получили

главный приз «Лучший игровой полнометражный фильм на национальном языке»,

а также «Лучший режиссер», а актриса Светлана Мамышева, сыгравшая главную героиню,

отмечена в номинации «Лучшая женская роль в игровом фильме».

Фото: © Дмитрий Сивков 

Всего же более двадцати кинематографистов поднимались в это вечер на главную сцену ИТ-парка имени Башира Рамеева за призами. Всего же на участие в нынешнем сезоне кинопремии поступило около 230 заявок из более 30 регионов России, 57 фильмов из 19 регионов попали в лонг-лист а 35 проектов вошли в шорт-лист и реально претендовали на победу в своих номинациях. 

Особо стоит отметить, что известные российские кинорежиссеры – братья Александр и Владимир Котт стали обладателями специального приза имени Кирилла Разлогова «Профессиональное признание».

 Общий выход на сцену лауреатов и экспертов кинопремии

Фото: © Дмитрий Сивков 

Ярким завершением киновечера стал показ работы татарстанского режиссера Ильшата Рахимбая – полнометражного фильма «Микулай», вышедшего в федеральный прокат по всей стране. К слову, проект – победитель первого питчинга «Время кино» на весенней сессии work-in-progress, прошедшего в рамках кинопремии, получил приз в номинации «Лучший игровой кинопроект». Фильм публике представил сам режиссер. После просмотра состоялось обсуждение кинокартины.

Питчинг — это презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект.

Шероховатости – признак того, что фестиваль живой

Но это только парадная часть крупного мероприятия, автором и инициатором которого является дирекция «Время кино», и реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив РФ. В частности, в рамках кинопремии прошла деловая программа «От производителя к зрителю», там прозвучали мнения экспертов, состоялись презентации цифровой кинокарты «Алтын тәлинкә», кейса «Сделано в Казани» по прокату короткого метра, а так же обсуждались проблемы и удачные решения по работе с аудиторией 0+.

О предварительных итогах кинопремии удалось поговорить с ее директором Альбиной Нафиговой. 

Третья по счету Межрегиональная премия в области кинематографии «Алтын тәлинкә» уже стала историей. Теперь ее с полным правом можно назвать традиционной. Все ли получилось реализовать из задуманного?

В целом, да. Не обошлось, конечно, без определенных шероховатостей, но такое мне даже больше нравится, чем когда все идет по накатанной. Значит, кинопремия живая.

Отрадно, что раньше мы сами выходили на площадки с предложениями о показах конкурсных работ, то сейчас есть запрос от самих кинотеатров. И мы не просто приросли площадками – осознанными и красивыми, а каждый показ становится еще и небольшим культурным событием. Кинопремия сейчас напоминает сеанс одновременной игры на нескольких шахматных досках.

Директор Межрегиональной премии в области кинематографии «Алтын тәлинкә» Альбина Нафигова считает, что в будущем придется увеличивать число дней работы кинопремии

и расширить дискуссионную панель.

Фото: © Дмитрий Сивков

Деловая часть впервые вошла в программу?

Да, если первая наша церемония была полностью на основе зрительского голосования, потом появились экспертная оценка и питчинговая комиссия, в этом году у нас три блока, включая деловую программу, посвященную сбыту и распространению кинопродукции. Получается, для каждой категории есть свое событие: для прокатчиков – деловая часть, для производителей – церемония награждения, для и зрителя – неотъемлемого участника нашего процесса, это кинопоказ.

Очень важно различать понятия – фестиваль и кинопремия. Фестиваль намного ценнее и важнее, ведь это альтернативная коммерческому площадка для кинопоказов. А еще это недельный отсмотр конкурсных работ и целый год их отбора. 

Саму церемонию награждения, можно назвать верхушкой айсберга?

Можно и так сказать. Главное теперь у нас в городе есть кинопремия, которой прежде не хватало. И в процессе его проведения приходит понимание, куда и в какую строну нам развиваться.

И чего можно ожидать на следующей – уже четвертой, церемонии «Алтын тэлинке»?

Наверное, придется увеличивать количество дней работы кинопремии. Следует расширить дискуссионную панель, сегодняшний день показал, что в этом есть потребность. Отведенного времени не хватило, чтобы в полной мере обсудить, поднятые вопросы и проблемы.

Мало Татарстана на широком экране

Весьма познавательной даже не для специалиста частью деловой программы стал кейс «Коротко и по делу» с участием экспертов, из числа продюсеров, производителей и дистрибуторов. Не всегда получалось коротко, но большей частью – по делу. Для простых казанцев, думается, наиболее интересным будет та часть дискуссии, которая касалась того, почему столица Татарстана, как и сам регион, редко становится натурой для фильмов и киносериалов.

Высказывалось много мнений. Более предметно на эту тему удалось поговорить, уже кулуарно, с Ильей Бурецем, кинопродюсером, креативным директором Департамента собственного производства онлайн-кинотеатра Иви.

Почему в Казани не снимают кино?

За 2,5 года онлайн-кинотеатр «Иви» выпустил 25 собственных проектов, съемки только двух из них проходили в столице. Всего остального — в регионах. И ни одного в Казани. Этому есть достаточно простое объяснение: здесь не созданы условия для комфортного съемочного процесса — нет кинокомиссий, нет рибейта… Отсутствуют и другие простые вещи, без которых в кино никуда. 

Примером хорошо подготовленных для съемок регионов могут служить Калининградская область, Пермский край, Нижний Новгород… Поэтому все они и отзываются в прокате. Взять те же «Елки». За 11 лет выпускается уже десятая часть этой серии фильмов, каждый из них как будто соткан из регионального кино — из разных историй про большую страну. Опыт прекрасный — давайте его использовать!

Илья Бурец, кинопродюсер, креативный директор

Департамента собственного производства онлайн-кинотеатра «ИВИ»

знает, как привлечь в регионы кинопроизводителей.

Фото: © Дмитрий Сивков

Какие шаги нужно предпринять, чтобы в Татарстан и Казань поехали киногруппы?

В первую очередь, нужно принять программу рибейтов, — с ней регион автоматически становится привлекательным для производства кино и сериалов. Тем более, есть с кого брать пример: я уже говорил про Калининград, где у съемочной группы есть возможность получить возврат части средств, потраченных на съемочный процесс. Это может быть и 10, и 15, и 20 процентов.

Рибейт – это возврат части денежных средств, цель – стимулирование долгосрочных отношений между условно говоря продавцом и покупателем.

В Казани снимать трудно, она слишком лощеная

И за что, такое кинематографистам, за красивые глаза?

Нет, конечно, ведь в кинопроизводстве, как и в любом другом, создаются рабочие места. Это большая вещь, и она, в том числе, делает регион привлекательным. 

Никто не сомневается, что в Казани и Татарстане есть что снимать. Теперь нужно объяснить киношникам, почему то же самое нельзя снять, скажем, в других местах Поволжья — например, в Чебоксарах или Нижнем Новгороде.

И за кем здесь первые шаги?

Обычно такие вопросы решаются через региональные министерства культуры. Есть также Ассоциация продюсеров кино и телевидения, которая, как мне кажется, также занимается этим вопросом последовательно.

Потом информацию об этом нужно еще как-то донести до кинопроизводителей?

Индустрия у нас небольшая, так что переживать не стоит — все обо всем быстро узнают.

Александр (слева) и Владимир Котт, обладателями специального приза имени Кирилла Разлогова «Профессиональное признание». Каждый из братьев-близнецов имеет свое мнение.

Фото: © Дмитрий Сивков

Продолжить обсуждение темы удалось с Александром и Владимиром Котт, на сегодняшний день одними из самых успешных российских кинорежиссеров.

Что нужно, чтобы Казань появилась в ваших фильмах? Наш город в туристическом плане звучит, а в кино его практически нет.

Первым высказался Александр:

Во-первых, для этого я должен открыть сценарий и там будет написано: «Казань».

Хотя Казань снимать очень сложно, она слишком лощеная, образцовая какая-то. А это не совсем то, что надо, – высказал свое мнение Владимир.

Но у нас есть и окраины, где найдется обо что споткнуться.

Вот! Для этого, чтобы узнать город, здесь какое-то время пожить, все-таки, надо. А мы ведь как туристы по нему прошлись только. Я вот в Кремль осмотрел, на набережную спустился. Кстати, живя в Москве, уже лет десять не был на Красной площади, – снова вступил в разговор Александр.

Ну и еще литературная основа должна быть хорошая. Я сейчас снимаю кино про Пермь. Так вот кино туда пришло за литературой, когда там появился Алексей Иванов. Как только здесь появится такая же фигура в литературе, так сразу, думаю, киношники обратят на ваш край внимание, – высказал еще одну точку зрения Владимир.

Сейчас все уезжают из Москвы и из Питера снимать в регионы, потому что там настоящая натура. Володя, как сказал уже, только что из Перми, я – из Мурманска. Когда-нибудь, дай бог, и в Казань приедем поработать, а не только как туристы.

Будем надеяться, так и случится. В том числе и благодаря такому событию, как Межрегиональная премия в области кинематографии «Алтын тәлинкә». 

  • Александр Ишимов и Анатолий Сергеев, продюсер и генеральный директор компании «Кинологистика» (Москва), осуждают ситуацию, когда ни сценаристы, ни производственники, ни дистрибьютеры, ни прокатчики практически не понимают друг друга.

    Александр Ишимов и Анатолий Сергеев, продюсер и генеральный директор компании «Кинологистика» (Москва), осуждают ситуацию, когда ни сценаристы, ни производственники, ни дистрибьютеры, ни прокатчики практически не понимают друг друга.

  • Максим Горбов, руководитель кинопроекта Каро.Арт (Москва): «Те, кто показывает кино в регионах, это люди силы и места. Именно они вы формируют кинокультуру. Не будет таких фестивалей, как «Алтын тәлинкә», и ничего этого не будет, фильмы будут просто выходить в прокат, и все».

    Максим Горбов, руководитель кинопроекта Каро.Арт (Москва): «Те, кто показывает кино в регионах, это люди силы и места. Именно они вы формируют кинокультуру. Не будет таких фестивалей, как «Алтын тәлинкә», и ничего этого не будет, фильмы будут просто выходить в прокат, и все».

  •  Константин Маньковский, генеральный продюсер кинокомпании «БЛЭК БОКС ПРОДАКШН», высказал спорное для многих мнение, что ключевые фигуры в кинопроизводстве – это автор идеи и сценарист.

    Константин Маньковский, генеральный продюсер кинокомпании «БЛЭК БОКС ПРОДАКШН», высказал спорное для многих мнение, что ключевые фигуры в кинопроизводстве – это автор идеи и сценарист.

  • Александр Ишимов, руководитель кинотеатра КДК им. В.И. Ленина: «Продукт кино сложно рождается, и команда по его созданию должна сработать на каждом этапе именно как команда: от сценариста и заканчивая билетером в кинотеатре».

    Александр Ишимов, руководитель кинотеатра КДК им. В.И. Ленина: «Продукт кино сложно рождается, и команда по его созданию должна сработать на каждом этапе именно как команда: от сценариста и заканчивая билетером в кинотеатре».

news_right_column_240_400
news_bot_970_100