Дважды золотая «Пувырга»
Финал главного кинематографического события республики прошел 29 июля в технопарке в сфере высоких технологий «ИТ-парк имени Башира Рамеева». Помимо призовой статуэтки «Золотая тарелка», победители в восьми номинациях получили и денежную составляющую, разделив более 2 миллионов рублей призовых.
Дважды здесь эксперты отметили работу Владислава Петрова из Казани. Его игровой короткометражный фильм «Пувырга» стал победителем в номинациях «Дебют» и «Кадры за кадром» (денежный приз в каждой – 100 000 рублей).
Триумфатором же церемонии награждения стал фильм «Узлы» (режиссер Олег Хамоков; Кабардино-Балкарская Республика, Нальчик, Санкт-Петербург), у него главный приз – «Лучший игровой полнометражный фильм на национальном языке» (500 тысяч рублей) и «Лучший режиссер» (200 тысяч), также актриса Светлана Мамышева (Москва), сыгравшая главную героиню в «Узлах», отмечена в номинации «Лучшая женская роль в игровом фильме».
Стороннему человеку могло показаться, что призовые лауреаты получают на «на блюдечке с голубой каемочкой». Выражение, благодаря авторам «Золотого теленка» обрело смысл, когда кого-то судьба одаривает с легкой руки. В случае с кинематографистами, можно сказать определенно, это не так. И свои призовые на «Алтын тәлинкә» они получили без какой-либо иносказательной каемочки – шли к этому долго и упорно.
Всего же более двадцати кинематографистов поднимались в это вечер на главную сцену ИТ-парка имени Башира Рамеева за призами. Всего же на участие в нынешнем сезоне кинопремии поступило около 230 заявок из более 30 регионов России, 57 фильмов из 19 регионов попали в лонг-лист а 35 проектов вошли в шорт-лист и реально претендовали на победу в своих номинациях.
Особо стоит отметить, что известные российские кинорежиссеры – братья Александр и Владимир Котт стали обладателями специального приза имени Кирилла Разлогова «Профессиональное признание».
Ярким завершением киновечера стал показ работы татарстанского режиссера Ильшата Рахимбая – полнометражного фильма «Микулай», вышедшего в федеральный прокат по всей стране. К слову, проект – победитель первого питчинга «Время кино» на весенней сессии work-in-progress, прошедшего в рамках кинопремии, получил приз в номинации «Лучший игровой кинопроект». Фильм публике представил сам режиссер. После просмотра состоялось обсуждение кинокартины.
Питчинг — это презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект.
Шероховатости – признак того, что фестиваль живой
Но это только парадная часть крупного мероприятия, автором и инициатором которого является дирекция «Время кино», и реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив РФ. В частности, в рамках кинопремии прошла деловая программа «От производителя к зрителю», там прозвучали мнения экспертов, состоялись презентации цифровой кинокарты «Алтын тәлинкә», кейса «Сделано в Казани» по прокату короткого метра, а так же обсуждались проблемы и удачные решения по работе с аудиторией 0+.
О предварительных итогах кинопремии удалось поговорить с ее директором Альбиной Нафиговой.
Третья по счету Межрегиональная премия в области кинематографии «Алтын тәлинкә» уже стала историей. Теперь ее с полным правом можно назвать традиционной. Все ли получилось реализовать из задуманного?
В целом, да. Не обошлось, конечно, без определенных шероховатостей, но такое мне даже больше нравится, чем когда все идет по накатанной. Значит, кинопремия живая.
Отрадно, что раньше мы сами выходили на площадки с предложениями о показах конкурсных работ, то сейчас есть запрос от самих кинотеатров. И мы не просто приросли площадками – осознанными и красивыми, а каждый показ становится еще и небольшим культурным событием. Кинопремия сейчас напоминает сеанс одновременной игры на нескольких шахматных досках.
Деловая часть впервые вошла в программу?
Да, если первая наша церемония была полностью на основе зрительского голосования, потом появились экспертная оценка и питчинговая комиссия, в этом году у нас три блока, включая деловую программу, посвященную сбыту и распространению кинопродукции. Получается, для каждой категории есть свое событие: для прокатчиков – деловая часть, для производителей – церемония награждения, для и зрителя – неотъемлемого участника нашего процесса, это кинопоказ.
Очень важно различать понятия – фестиваль и кинопремия. Фестиваль намного ценнее и важнее, ведь это альтернативная коммерческому площадка для кинопоказов. А еще это недельный отсмотр конкурсных работ и целый год их отбора.
Саму церемонию награждения, можно назвать верхушкой айсберга?
Можно и так сказать. Главное теперь у нас в городе есть кинопремия, которой прежде не хватало. И в процессе его проведения приходит понимание, куда и в какую строну нам развиваться.
И чего можно ожидать на следующей – уже четвертой, церемонии «Алтын тэлинке»?
Наверное, придется увеличивать количество дней работы кинопремии. Следует расширить дискуссионную панель, сегодняшний день показал, что в этом есть потребность. Отведенного времени не хватило, чтобы в полной мере обсудить, поднятые вопросы и проблемы.
Мало Татарстана на широком экране
Весьма познавательной даже не для специалиста частью деловой программы стал кейс «Коротко и по делу» с участием экспертов, из числа продюсеров, производителей и дистрибуторов. Не всегда получалось коротко, но большей частью – по делу. Для простых казанцев, думается, наиболее интересным будет та часть дискуссии, которая касалась того, почему столица Татарстана, как и сам регион, редко становится натурой для фильмов и киносериалов.
Высказывалось много мнений. Более предметно на эту тему удалось поговорить, уже кулуарно, с Ильей Бурецем, кинопродюсером, креативным директором Департамента собственного производства онлайн-кинотеатра Иви.
Почему в Казани не снимают кино?
За 2,5 года онлайн-кинотеатр «Иви» выпустил 25 собственных проектов, съемки только двух из них проходили в столице. Всего остального — в регионах. И ни одного в Казани. Этому есть достаточно простое объяснение: здесь не созданы условия для комфортного съемочного процесса — нет кинокомиссий, нет рибейта… Отсутствуют и другие простые вещи, без которых в кино никуда.
Примером хорошо подготовленных для съемок регионов могут служить Калининградская область, Пермский край, Нижний Новгород… Поэтому все они и отзываются в прокате. Взять те же «Елки». За 11 лет выпускается уже десятая часть этой серии фильмов, каждый из них как будто соткан из регионального кино — из разных историй про большую страну. Опыт прекрасный — давайте его использовать!
Какие шаги нужно предпринять, чтобы в Татарстан и Казань поехали киногруппы?
В первую очередь, нужно принять программу рибейтов, — с ней регион автоматически становится привлекательным для производства кино и сериалов. Тем более, есть с кого брать пример: я уже говорил про Калининград, где у съемочной группы есть возможность получить возврат части средств, потраченных на съемочный процесс. Это может быть и 10, и 15, и 20 процентов.
Рибейт – это возврат части денежных средств, цель – стимулирование долгосрочных отношений между условно говоря продавцом и покупателем.
В Казани снимать трудно, она слишком лощеная
И за что, такое кинематографистам, за красивые глаза?
Нет, конечно, ведь в кинопроизводстве, как и в любом другом, создаются рабочие места. Это большая вещь, и она, в том числе, делает регион привлекательным.
Никто не сомневается, что в Казани и Татарстане есть что снимать. Теперь нужно объяснить киношникам, почему то же самое нельзя снять, скажем, в других местах Поволжья — например, в Чебоксарах или Нижнем Новгороде.
И за кем здесь первые шаги?
Обычно такие вопросы решаются через региональные министерства культуры. Есть также Ассоциация продюсеров кино и телевидения, которая, как мне кажется, также занимается этим вопросом последовательно.
Потом информацию об этом нужно еще как-то донести до кинопроизводителей?
Индустрия у нас небольшая, так что переживать не стоит — все обо всем быстро узнают.
Продолжить обсуждение темы удалось с Александром и Владимиром Котт, на сегодняшний день одними из самых успешных российских кинорежиссеров.
Что нужно, чтобы Казань появилась в ваших фильмах? Наш город в туристическом плане звучит, а в кино его практически нет.
Первым высказался Александр:
Во-первых, для этого я должен открыть сценарий и там будет написано: «Казань».
Хотя Казань снимать очень сложно, она слишком лощеная, образцовая какая-то. А это не совсем то, что надо, – высказал свое мнение Владимир.
Но у нас есть и окраины, где найдется обо что споткнуться.
Вот! Для этого, чтобы узнать город, здесь какое-то время пожить, все-таки, надо. А мы ведь как туристы по нему прошлись только. Я вот в Кремль осмотрел, на набережную спустился. Кстати, живя в Москве, уже лет десять не был на Красной площади, – снова вступил в разговор Александр.
Ну и еще литературная основа должна быть хорошая. Я сейчас снимаю кино про Пермь. Так вот кино туда пришло за литературой, когда там появился Алексей Иванов. Как только здесь появится такая же фигура в литературе, так сразу, думаю, киношники обратят на ваш край внимание, – высказал еще одну точку зрения Владимир.
Сейчас все уезжают из Москвы и из Питера снимать в регионы, потому что там настоящая натура. Володя, как сказал уже, только что из Перми, я – из Мурманска. Когда-нибудь, дай бог, и в Казань приедем поработать, а не только как туристы.
Будем надеяться, так и случится. В том числе и благодаря такому событию, как Межрегиональная премия в области кинематографии «Алтын тәлинкә».