В документе, составленном новой компанией, сказано, что она берется за обслуживание нашего дома и всех его технических систем, за что мы будем платить ей по тарифам, утвержденным городской Думой. Казалось бы, прекрасно. Но вот читаем дальше и видим, что оплата за коммунальные услуги, которые нам станет оказывать эта компания, «будут осуществляться через Единый расчетный центр». Значит, опять наши денежки будут где-то крутиться-вертеться, прежде чем попадут к исполнителям? Я лично «сломался» именно на этом пункте, решив ни за что не подписывать этот договор, к тому же неизвестно с кем. Впрочем, судя по тому, что его принесли ответственные работники нашего ЖЭКа, можно предположить, что во главе новой управляющей компании стоят люди из руководства райжил-управления, то есть те же люди, что рулили нашим хозяйством и прежде. А как они это делали, мы знаем: у них на все был и есть один ответ: «Нет средств!» И в том, что они появятся теперь, нет никакой уверенности. Зато можно не сомневаться в том, что тарифы за ЖКХ-услуги при новой форме управления еще больше повысятся. Причины для этого всегда найдутся: например, рост стоимости энергоресурсов.
Так стоит ли менять «часы» на «трусы»? Жильцы нашего дома ответили на этот вопрос отрицательно: за неделю до назначенного срока подписания договоров - 15 июня - свои подписи под этими документами поставили лишь единицы ответственных квартиросъемщиков. По городу ситуация примерно такая же: большинство казанцев, проживающих в многоквартирных домах, еще не определились с формой управления своими домами: то есть не создали ТСЖ и не отдались ни одной из управляющих компаний, как того требует Жилищный кодекс. Не помог делу и хитрый трюк с заочным подписанием договоров, как это предлагается сделать жителям Ново-Савиновского и некоторых других районов столицы.
Так в чем же дело, господа хорошие, почему мы, горожане, неохотно идем на казалось бы прогрессивные изменения в деле управления жилищно-коммунальным хозяйством?
Думаю, главная причина кроется в нашем традиционном (и здоровом) консерватизме: мы просто не верим, что новые управляющие компании будут работать лучше старых и проверенных временем жилконтор, благодаря которым мы еще худо-бедно, но как-то живем и пока еще не замерзаем зимой, не тонем в фекалиях и мусоре, имеем горячую и холодную воду в кранах и другие блага цивилизации.
Впрочем, это неверие произрастает не только из-за консерватизма сограждан. Есть реальная опасность, что с созданием ТСЖ или подписанием договоров с управляющими компаниями с нас будут драть не три шкуры, как прежде, а все... семь! Ведь теперь на пути передачи денег коммунальщикам будет стоять еще одно дополнительное звено в виде управляющих компаний, чей статус в Жилищном кодексе прописан весьма нечетко. Например, в нем ни слова не сказано о лицензировании этих компаний, о профессионализме их сотрудников. По сути на этот рынок, где будут крутиться большие деньги, может прийти каждый. А где гарантия, что, собрав деньги с жильцов, эта организация честно передаст их коммунальщикам? И где гарантия, что в случае неуплаты поставщики коммунальных услуг не перекроют в наших домах все «заглушки»?
А чего стоит статья №165 Жилищного кодекса, где сказано, что органы местного самоуправления могут передавать управляющим компаниям, товариществам собственников жилья и жильцам бюджетные средства на капитальный ремонт! Значит, «могут», но не «должны» - как договоритесь! А раз нет четких правил игры, следовательно, всегда есть возможность эти средства не дать, как это сегодня и происходит сплошь и рядом. Интересно, что, когда мы приватизировали свои квартиры, государство нам все уши прожужжало, обещая: капремонт наших домов останется его прерогативой. Но в новом законе статьи об этой обязанности государства нет и в помине!
На мой взгляд, именно эти моменты больше всего настораживают сегодня казанцев, которые не спешат отдаваться управляющим компаниям или, тем паче, создавать ТСЖ. Хотя последняя форма, без сомнения, является наиболее удобной и эффективной, но, увы, не при нашей всеобщей бедности.
Итак, что нас ждет в обозримом будущем? Закон постарался и тут: несмотря на наше недовольство или несогласие «управляться» новоиспеченными компаниями, если мы не успеем сделать выбор до часа икс, за нас это сделают местные власти. То есть мы все равно попадем в руки тех, кто решил (или кого назначили) заниматься делом реформирования ЖКХ (и нас вместе с ним!).
В ЖКО, куда я обратился за разъяснениями, мне весьма туманно пояснили, что с появлением управляющих компаний финансирование хозяйства улучшится. А мэр города Казани как-то даже заверил, что оно будет более «прозрачным». Так что, дорогие казанцы, коль уж мы с вами все равно попали под каток реформ, будем надеяться на порядочность тех людей, от которых зависит наша дальнейшая жизнь. А также на инстинкт самосохранения нашей власти, которая, по-моему, будет делать все возможное, чтобы не допустить социального взрыва, чем чревато неразумное продвижение любых реформ в матушке России.
Владимир МУЗЫЧЕНКО