- Александр Наумович, какие ваши впечатления от сценариев, которые представили молодые кинематографисты на конкурс?
- По правилам питчинга авторы всего за пять минут должны рассказать сюжет своего будущего фильма. Рассказать так, чтобы мне захотелось пойти на это кино. Но мы постоянно сталкиваемся с проблемой - практически никто не умеет внятно рассказать историю, раскрыть тему, познакомить с героями фильма. Да, сделать это за несколько минут - задача непростая. И то, что ребята поделились своими идеями, мыслями - это уже хорошо.
- Были сценарии, которые обратили на себя ваше внимание?
- Все сценарии ровные, а они должны быть динамичными, с непредсказуемыми поворотами в судьбе героев. Вялотекущая, неторопливая история никого не удержит у экрана. Поэтому своим ученикам я всегда говорю, что главное правило успешного кино - конфликт. И не важно, в каком жанре фильм: комедия, мелодрама, фэнтези, детектив.
Есть три уровня конфликта. Первый уровень - внутренний конфликт, который переживает герой. Такой персонаж всегда будет вызывать эмоции и отклик у зрителей.
Второй уровень - личностный конфликт. Это взаимоотношения с людьми, которые окружают героя, с семьей, друзьями, любимыми.
И третий уровень конфликта - природа, погода, стихия, техногенные катастрофы. Это то, что особенно актуально сейчас. И всегда в центре любого конфликта должен быть человек с его эмоциями, чувствами, страхами. Все это близко и понятно каждому, потому что каждый человек любит, ненавидит, боится других, себя, боится своего страха, преодолевает этот страх...
Мне интересно, когда придуманный сюжет, придуманные герои вплетаются в реальную историю.
- Как начинающим сценаристам, режиссерам обратить на себя внимание продюсеров, чтобы реализовать свой проект?
- Как? Кричать громче! На самом деле, главное писать, писать и писать. Надо писать много, постоянно. Если десять сценариев не получились, одиннадцатый получится обязательно.
Не бойтесь ставить перед собой большие задачи.
Не бойтесь ошибиться. Ошибки - это часть нашей жизни, и не надо их бояться. Пишите то, что вас волнует, что вам интересно, тогда и зрителям будет интересно.
- Бывает так, что сценарий по ходу работы над фильмом переписывается?
- Конечно, переписывается, и не один раз. Со сценарием можно и нужно работать весь период съемок, после съемок тоже - при монтаже, редактировании монтажа. При правильном монтаже есть возможность сделать идею фильма более четкой, ясной, и тогда сам фильм становится лучше и лучше. К тому же современные технологии позволяют делать настоящие чудеса.
- Александр Наумович, как, на ваш взгляд, повлияет пандемия коронавируса и вынужденная самоизоляция на жизнь людей, кино?
- Никак! Я уверен, пройдет эпидемия и жизнь войдет в привычное русло.
Справка «КВ»
Александр Митта родился 28 марта 1933 года в Москве. С детства хотел стать художником. Окончил инженерно-строительный институт, но по профессии не работал. Рисовал карикатуры в «Крокодиле», иллюстрации в детском журнале «Веселые картинки». Второе высшее образование получил во ВГИКе. Посещал курс Александра Довженко, но вскоре его мастером стал Михаил Ромм. Учился на одном курсе с Андреем Тарковским, Василием Шукшиным.
Дипломный фильм Александра Митты о детских и школьных проблемах «Друг мой, Колька!», вышедший на экраны в 1961 году, посмотрели 24 миллиона зрителей. А фильм «Звонят, откройте дверь» в 1966 году получил главный приз Венецианского фестиваля детских фильмов «Золотой лев Святого Марка».
Снял картины «Москва, любовь моя», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Гори, гори, моя звезда», «Сказка странствий», первый советский фильм-катастрофу «Экипаж» и другие. За фильм «Граница. Таежный роман» Александр Митта в 2002 году был удостоен Государственной премии России. Руководитель собственной киношколы.
Любопытный факт
Знаете ли вы, что Министерство культуры СССР отказалось выделить деньги для «ненужного» и «неинтересного» фильма-катастрофы «Экипаж»? Александру Митте пришлось самому искать средства на реализацию этого дорогостоящего проекта. И спонсор нашелся - «Аэрофлот». В конце 70-х годов, когда снимался «Экипаж», о компьютерной графике, виртуальных спецэффектах и речи не было, поэтому во имя правды жизни съемочной группе пришлось сжечь несколько настоящих самолетов.