«Беспилотники, которые будут производиться у нас»
Один из показанных проектов студентов исследовательского технического университета — это беспилотная универсальная платформа, на которую можно повесить любое оборудование, например камеры, тепловизоры, также дрон может перевозить небольшие грузы от 1 до 10 килограммов. Предполагается их использование в основном для мониторинга.
«В воздухе он может находиться до часа, ему задается программа, а человек уже только наблюдает за картинкой, то есть в полет не вмешивается. Дрон сам пролетает по заданному маршруту и возвращается на точку дома, ему можно поменять аккумулятор, и он летит дальше», — рассказал Егор Тарасов, студент второго курса КНИТУ КАИ и разработчик дрона.
Аппарат задуман как универсальный, то есть на него можно установить практически любое оборудование. Помимо этого, студенты работают над тем, чтобы часть комплектующих была собственного производства, стараясь уйти от импортных деталей.
«Сейчас мы проектируем свои небольшие дроны для мониторинга, большие грузовые. Все будет производиться у нас. В данный момент нас поддерживает КАИ, ведем общение с теми, кто может нас чем-то поддержать, узнаем, кто может быть заинтересован этими проектами. Например, Министерство сельского хозяйства интересуется дроном для опыления полей», — рассказывает Егор.
Георгий Рознов, студент третьего курса КАИ, представил универсальный беспилотный грузовой дрон.
«С размахом крыла 2, 40 метра может носить на себе два килограмма груза на расстояние 40 километров со скоростью 100 км в час. Саму модель можно увеличивать, в пределах 5-6 метров. В таком размере он сможет нести на себе груз до 10 килограммов на расстояние до 200 километров. Платформа такого беспилотника также универсальна, то есть вместо груза мы можем повесить и камеру, которая сможет мониторить состояние нефтепроводов, это актуальная тема, может мониторить состояние посевных полей», — рассказал Георгий.
Такой планер производится из отечественных материалов, некоторые электрические комплектующие заказываются в Китае, но планируется и их заменить на российские.
«В России уже есть компании, которые делают электродвигатели, их мы и планируем использовать, прошивка у нас тоже будет своя, мы ее разработаем», — добавил проектировщик.
«Не все детали выгодно производить у нас»
Импортозамещение на данный момент является важной целью и в сфере цифровой индустрии. По сути, студенты разработали дроны, которые практически полностью сделаны в России. Однако есть и те вещи, которые, по мнению студентов, не выгодно замещать.
«Например, всякие видеосистемы, камеры, видеопередатчики, радиоприемники и радиопередатчики. Потому что это микроэлектроника с очень сложной системой, протоколами передачи. Пока у нас в планах такого нет. То есть электродвигатель произвести не очень сложно, а вот контроллер — это сложная конструкция. В первую очередь мы хотим, чтобы у нас были все корпуса, электродвигатели и полетные контроллеры, все остальное не первоочередная задача», — прокомментировал Егор.
Георгий добавляет, что построить завод, который сможет создавать микрочипы, несложно, но на это не будет спроса в России.
«Нужно производить очень много компонентов, которые сейчас некуда продать. Беспилотники все еще не являются большой частью нашей жизни, к сожалению, сейчас ничего не летает. Но мы надеемся, что в будущем будет производиться больше комплектующих, будет больший спрос», — добавил студент.
«Для беспилотников тоже нужна инфраструктура»
Помимо того, что квадракоптеры могут использоваться для мониторинга полей, посевов, их можно применять для доставки важного груза на большие расстояния. С беспилотника можно контролировать пожароопасные участки, следить за дорогами, большими предприятиями. Благодаря компьютерному зрению, которое можно встроить в дрон, оператору не придется отсматривать весь материал. Участки, на которые нужно обращать внимание, будут поступать сразу оператору.
«В первую очередь, нужна инфраструктура, если она будет, то и беспилотникам найдется большое применение. Изначально автомобиль был дорогой игрушкой. Сейчас, по большому счету, беспилотник тоже дорогая игрушка. Например, в Иннополисе строятся посадочные места для квадрокоптеров — когда такая инфраструктура будет в Казани и других городах, им найдется огромное применение», — заметил Георгий Рознов.
Высокий уровень разработок казанских студентов оценил глава Министерства цифрового развития Айрат Хайруллин.
«Нам важно, чтобы цифровые технологии повышали качество жизни. Сегодня мы увидели технологии, которые представляют реальный сектор экономики. 40% вычислительной техники Советского Союза производилось в Казани. На наших студентов я сегодня смотрел с таким удивлением, потому что ребята второго курса уже проектируют беспилотники, делают приложения, которыми уже пользуются люди. У нас однозначно есть большой потенциал на еще большие достижения», — прокомментировал министр.