«Бессмертный полк - 2019»: два портрета из сотен тысяч

До Дня Победы осталось совсем немного времени. В преддверии этого великого праздника со слезами на глазах, который с особым трепетом отмечается в каждой российской семье, «КВ» попросили слушателей нашей школы стажера рассказать, с портретом кого они пойдут 9 мая в рядах Бессмертного полка.

news_top_970_100

Она помогала фронту чем могла 

К сожалению, я не успела увидеть свою прабабушку Янбекову Омогульсум Фазлиахметовну. Знаю о ней лишь из рассказов бабушки и мамы. А как хотелось бы с ней поговорить... 

Родилась моя прабабушка 22 апреля 1921 года в башкирской деревне Инзелга. В семье уже было 5 братьев и 5 сестер, Омогульсум родилась одиннадцатой. Так сложилось, что выжила только она одна. Все братья и сестры умерли: кто в младенчестве, кто позже - из-за болезни. «Значит не просто так я пришла на этот свет», - говорила прабабушка. Росла Омогульсум смышленой, была грамотной и начитанной, закончила 7 классов. После учебы помогала родителям по хозяйству, смотрела за скотиной. Бабушка рассказывала, что ее мама очень любила лошадей. Относилась к ним с лаской, не позволяла мальчишкам бить их хлыстом. 

Когда началась война, прабабушке было 19 лет. Все в деревне как и чем могли помогали фронту. Прабабушка выращивала хлеб, заготавливала дрова, работала дояркой. А потом стала пожарным, принявшись за ответственную мужскую работу, требующую силы, смелости и отваги. Специальных противопожарных приспособлений как сейчас, тогда не было. Пожары тушили вручную, забегая в полыхающие дома на свой страх и риск. Главное было спасти, вытащить из горящего дома односельчан. Однажды сельскую пожарную каланчу (наблюдательную вышку) кто-то поджег, но почему-то подумали на тех, кто там работал. Двух ни в чем не повинных девушек, Омогульсум и ее подругу Хадичу, хотели судить и даже посадили за решетку. И если бы не нашли поджигателя, девушки получили бы срок. После этого прабабушка записалась в трудовую армию, где заготавливала для фронта лес. Трудиться нужно было не покладая рук от зари до зари. Но она выстояла... 

9 февраля 1948 года от имени Президиума Верховного Совета СССР ей вручили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.» После победы прабабушка трудилась бригадиром полеводов, заведующей деревенским детсадом. Бабушка рассказывала, что свою маму она видела дома редко. Омогульсум Фазлиахметовна была очень работящая, приучала к труду своих детей, а потом и внуков. Когда все вместе работали в поле, пела мелодичные татарские песни. А во время перерывов читала наизусть сказки и легенды. 

Моя прабабушка - труженица тыла, была награждена тремя медалями. Помимо первой награды, в 1975 году получила медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», а в 1980 году - медаль «Ветеран труда». Наша семья бережно хранит все эти награды и встает с портретом прабабушки 9 мая в ряды Бессмертного полка. Мы считаем, что очень важно хранить память о своих близких, чтобы не потерять ту тонкую связь, которая соединяет их линию судьбы с нашей.

Гульназ ХАМИТОВА 


Счастье солдата - вернуться домой

Ах, война, что ты, подлая, сделала... Эти слова поэта Булата Окуджавы повторяют во множестве семей. У каждой своя военная история: их родные пали смертью храбрых, стали инвалидами, пропали без вести. Одним из счастливчиков, кому суждено было вернуться домой, был мой свекор Сагитов Вагиз Яхъевич, 1925 года рождения.

Его призвали в неполные 18 лет. С начала войны из семьи Сагитовых ушли на фронт отец и два брата. А самый младший Вагиз после семилетки, пока не получил паспорт, работал курьером, помощником инспектора Госстраха, трудился на совхозных огородах. Когда же получил дубликат бесценного груза, устроился на оборонный завод, эвакуированный из Ленинграда. Многие, наверное, помнят фото военных лет - стоящий на ящике мальчик работает в цехе. Подросткам, которые не могли дотянуться до станка, на заводах подставляли коробки. Так было и с Вагизом. 

- Я был очень мелкий, не доставал до станка, и мастер соорудил мне помост из ящиков. Огненная стружка уже не била в лицо, и я не боялся пораниться, - вспоминал Вагиз Яхъевич. - Работали по 12 часов без перерыва. С начала войны перестали ходить трамваи, на работу пешком приходилось идти по два с половиной часа туда и обратно. Холод, голод, отчаянный недосып... Зато имел рабочую карточку - целых 800 г хлеба.

В 1985 году Вагиз Яхъевич начал записывать военные воспоминания. Четким почерком на тонких листочках обозначены темы и проставлены даты. Запись первая: «В сорок втором стали призывать моих однокашников. А мне все не шлют и не шлют повестку! Пошел в военкомат сам. 5 января 43 года нас, 105 призывников, погрузили в пустой вагон и повезли на восток. Тьма-тьмущая, холодно, стены и пол вагона в ледяной корке. Чтобы как-то согреться, мы укладывались в горку. Потом самый промерзший, лежавший с краю, ввинчивался в сердцевину тел и так хоть немного согревался. Однажды чувствую, промерз до костей. Пытаюсь крутануться, чтобы попасть ближе к середке, что-то не пускает. С трудом разобрался - моя шинель намертво вмерзла в пол. Достал ножик - вжик! Пока ехали, обжились, раздобыли инструмент, доски. Сколотили нары в три яруса, буржуйка появилась, чайники. 28 дней ехали до конечного пункта. Даже жалко было потом покидать свой пульмановский вагон. На фронт сразу не отправили, стали обучать военному делу. Мы учились метко стрелять, осваивали мастерство рукопашного боя, патрулировали границу с Японией и отражали локальные атаки на нашу границу». 

Вскоре Вагиз стал инструктором - обучал новое пополнение новобранцев. Служил на Восточном фронте в Маньчжурии, громил Квантунскую армию. Военные действия, атаки, стратегию и тактику боев описывал скупо и сдержанно. В его записях больше психологических моментов: о разрушенной жизни миллионов советских семей, страхе за близких, невосполнимой потере друзей, фронтовом братстве, горе матерей... Ясный ум, природная сметка и быстрая реакция помогли Вагизу Яхъевичу выжить в тяжелейших условиях. 

А вот твердый почерк Вагиза Яхъевича выводит слова благодарности военврачу Розе Саматовне Федосимовой, которая спасла его от перитонита и старалась подкормить. Вес-то молоденького солдата после года службы - 39 кг при росте 149 см... Сейчас папины мемуары вместе с десятью боевыми наградами бережно хранятся у нас дома. 

Демобилизовался солдат Сагитов только в 1949 году. И сразу в Казань к своей однокласснице, черноглазой красавице Кариме просить руку. Как все тогда, жили трудно, но весело. Вагиз Яхъевич работал слесарем-электромонтажником, а по вечерам учился в вечерней школе и затем поступил на вечернее отделение в институт. Прошел путь от инженера до заместителя главного энергетика казанского завода ЭВМ. Вагиз Яхъевич и Карима Гильмановна прожили вместе непростую более чем полувековую жизнь в любви и согласии. Оба, как сейчас говорят, состоялись в профессии. Вырастили прекрасного сына, обожали внучку Диляру, ее семью и своих трех правнуков. В 2003 году его не стало.

Война не забывается. Она приходит во снах к тем, кто сражался на просторах нашей Родины, кто был тружеником тыла, к детям войны. Мы обязаны хранить и продолжать живую память о наших родных и близких. Поэтому с портретами всех героев нашей семьи обязательно встанем в День Победы в ряды Бессмертного полка.

Светлана САГИТОВА

news_right_column_240_400