«Жестокими делает жажда наслаждений»,
- сказал французский афорист Пьер Буаст. В нашей жизни, где теперь царит культ денег и удовольствий, а не культуры, нравственности и трудолюбия, все бросились на их добычу. Благо соблазнов много – все есть и всего «хотца». Дети, семья - уже не главное. В семье бизнесменов все подчинено цели быть первым любой ценой, иначе не выживешь. Родители работают на опережение под лозунгом «Бей первым!» В доме все наворочено. Сын с пеленок пресыщен. А повзрослев, желает только наслаждений: «тачку, бабла, телок».
В семьях победней оба родителя тоже вечно на работе - на основной и приработках. Домой приходят усталые и злые. Дети чаще всего предоставлены сами себе. А к вечеру они тоже усталые: чуть ли не с первого класса по пять, потом по шесть-семь уроков в день, на сухомятке, в душном классе с усталыми, затюканными жизнью учителями. В классе и на улице у них начинаются стычки и конфликты - первые жизненные уроки, вплоть до серьезных разборок.
«Конструктор смерти», «Похитители тел», «Застывшие от страха» - это самые невинные названия фильмов на современном ТВ. Дома детей поджидает главный «воспитатель» - телевизор, дающий ежедневные уроки жестокости и насилия. Нужно ли говорить, что ежедневное смакование жестокости порождает такую же реакцию? Дети привыкают (сердце-то черствеет!) к виду крови, насилию. А компьютерные игры «развивают» навыки бить первым. Потом подростки воплощают это в жизнь в уличных играх со сверстниками, а затем и со взрослыми. «Главное, быть сильным и быть первым!» - заучивают они.
Реформам нет числа
В 60-х годах прошлого века по «ящику» показывали случаи из жизни Запада. Непонятные и дикие для нас, когда в школах, магазинах, на улицах преступники-одиночки беспричинно расстреливали ни в чем не повинных людей. И хотя мы сравнительно недавно начали строить капитализм, получили многие сопутствующие ему пороки. Но у господ капиталистов законы строгие и законопослушание им привычнее. У нас же, как выразился один госчиновник, чересчур гуманный Уголовный кодекс, что явно не способствует борьбе с правонарушителями. Кроме этого, у нас сейчас остро ощущается отсутствие ясных ориентиров – куда идем, что строим, кем хотим стать? Учимся у Сингапура и все чаще действуем методом тыка. Например, в образовании то одна реформа, то другая... И если раньше наше образование стояло в первой десятке стран мира, то сегодня, по данным ЮНЕСКО, лишь на 50-м (!) из 60 развитых стран мира.
Метко выразился кто-то из полководцев: Великую Отечественную выиграли сельские учителя. Он имел в виду отличную систему обучения и воспитания. Теперь можно сказать: холодную войну мы проиграли благодаря бездарным «образованцам» (по выражению писателя Александра Солженицына). Другой всем известный недостаток нашей сегодняшней системы образования – феминизация школ. Практическое отсутствие мужчин в школе по существу привело к отказу от уроков труда. В итоге имеем целые поколения молодых мужчин, которые понятия не имеют о производительном труде. А дома гвоздя вбить не могут.
Похожая ситуация и с основой естественных наук физикой. На нее в школе смотрят как на досадную необходимость. Мужчины-физики бегут даже в конце года из выпускных 11-х классов. Уроки в лучшем случае заменяются, в худшем и вовсе не проводятся. Преподаватели физфака хватаются за голову и на первом курсе начинают с самых азов - с курса физики средней школы, иначе как с такой подготовкой будем продвигать нанотехнологии?
КСТАТИ. По данным Гепрокуратуры РФ, ежегодно от побоев родителей в России страдает около 2 млн детей в возрасте до 14 лет. 2 тыс. детей погибают от рук своих пап и мам.
Учение или воспитание?
Разумеется, без участия и заинтересованности государства ни семья, ни школа с ситуацией образования, а главное – воспитания, не справятся. Государство в первую очередь должно быть заинтересовано в правильной организации одной из своих стратегических задач – подготовке здоровых, умных и умелых молодых людей будущей России. Для этого необходимо делу воспитания детей уделять внимания и средств не меньше, чем для их образования. А может, отдать приоритет первому – воспитанию как определяющему в становлении человека. Что толку в знании, скажем, языков, если потом этот юноша уедет за границу? Где патриотизм и любовь к Родине? Поэтому никогда не трудившийся, не сделавший ничего своими руками парень, не знающий цену труда, спокойно идет и поджигает чужую машину.
Так как же нам исправить ситуацию с воспитанием, которым всерьез никто сейчас не занимается? Прежде всего вернуть в школу мужчин! В советские времена они влияли на поддержание там дисциплины, порядка и деловой обстановки. А в дореволюционное время учителя-мужчины составляли большинство даже в женских гимназиях. Откладывать это на «потом», ссылаясь на вечное отсутствие бюджетных денег, нельзя. Надо срочно и решительно действовать!
Пишу эти заметки, а ТВ показывает сюжет о том, как 20-летний алкоголик (!) держит всю деревню в страхе, и никто с ним поделать ничего не может – он и так уже кого-то убил...
Что делать
1. Восстановить летние загородные лагеря по интересам и склонностям.
2. Возродить бесплатные спортивные, художественные и технические клубы и секции.
3. Ужесточить статьи УК РФ не только за растление детей порнографией, но и алкоголизмом и азартными играми.
4. В школах не тащить тех, кто не хочет учиться.
5. Для привлечения в школу молодых специалистов, особенно мужчин, давать бесплатные квартиры с обязательной отработкой, скажем, лет 10 - 15.