Как меняются библиотеки и читатели в эпоху цифровизации? Почему бумажная книга - более надежный и достоверный источник информации, чем интернет? В чем миссия современных библиотекарей?

Фото: Ольга Иванычева
Об этом рассказала директор Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей Российской Федерации, кандидат культурологии, заслуженный работник культуры РФ Людмила Сидоренко.
Встреча с Людмилой Юрьевной состоялась в Национальной библиотеке РТ в рамках образовательной программы, приуроченной к вручению российской национальной театральной премии «Золотая маска» в Казани.
- У нас старинная библиотека. Союзу театральных деятелей через полтора года исполнится 150 лет, а нам - 130 лет. За эти десятилетия из небольшой репертуарной библиотеки Российского театрального общества (РТО) мы выросли в Центральную научную библиотеку, в крупную культурную институцию, объединяющую и собрание книг, и архив, и рукописный отдел. Такая форма существования научной библиотеки очень удобна для пользователей, для исследователей, для студентов. Конечно, интернет всех нас перевел в какую-то другую плоскость и другой ритм работы. Но суть библиотеки не изменилась, она по-прежнему остается связующим звеном между читателем и книгой.
- Насколько меняется работа библиотеки в эпоху тотальной цифровизации и власти искусственного интеллекта?
- Да, современные технологии, цифровизация, удаленный доступ - это удобно. Но этими инструментами надо пользоваться разумно. До эпохи интернета за информацией люди обращались к книгам, журналам, архивным материалам, хранящимся в библиотеках. Когда появился интернет, сначала он показался определенной панацеей - информации много, она доступна. Но постепенно выяснилось, что не все так легко и просто. Во-первых, в интернете можно найти далеко не все и далеко не все печатные источники сегодня оцифрованы. Во-вторых, достоверность - важный принцип любого исследования, а на достоверность информации, найденной в интернете, полагаться не приходится. Если вы хотите получить достоверные данные по интересующей вас теме, проверить информацию, каждую ссылку, найденную в интернете, необходимо обращаться к печатным источникам. Например, мы создаем библиографические списки и указатели, посвященные режиссерам, сценаристам, актерам, истории театров. Нас иногда спрашивают: «Ну зачем вы этим занимаетесь? Можно же зайти на сайт театра и там найти всю информацию». Мы специально проверяли, и оказалось, что даже на официальных сайтах театров, не говоря уже о других открытых источниках, очень много фактических ошибок, неточностей в датах, названиях, фамилиях. Мы эти ошибки находим и исправляем.
- Людмила Юрьевна, какой читатель сегодня приходит к вам в библиотеку?
- Сегодня наш читатель более глубокий и вдумчивый. Приходя в специализированную библиотеку, он в принципе знает, чего хочет. В сущности, библиотека СТД выполняет сразу функции библиотеки, архива, музея, справочной службы, клуба и дискуссионной площадки. В недалеком прошлом именно читальный зал библиотеки был местом встречи студентов ГИТИСа, других театральных и гуманитарных вузов, в особенности, конечно, театроведческого факультета. Здесь не просто читали книги, но бесконечно общались, обменивались мнениями по поводу премьер, обсуждали профессиональные вопросы, договаривались о совместных проектах. Эта же традиция сохраняется и по сей день. Проводятся конференции и семинары, ведутся съемки телевизионных передач, даже ставятся спектакли. Да и вообще, вряд ли найдется такой новый формат культурной жизни, который совсем уж никак не вписывается в работу библиотеки. Студенты из нетеатральных вузов приходят сюда как в музей и, что называется, проникаются духом театрального искусства, а вернее, театра как жизни и искусства вместе. Просветительская миссия всегда остается главной и понимается здесь широко.
Помимо книг библиотека обладает великолепным собранием старых и современных периодических изданий, посвященных разным видам искусства. История дореволюционной культурной жизни, газеты и журналы советского периода, пресса перестроечной эпохи об искусстве открывают нам то, что сложнее всего реконструировать, помогают понять атмосферу ушедших эпох, конкретику творческой мысли и реакций современников на те или иные явления искусства, отделенные от настоящего времени десятилетиями.
- А миссия современного библиотекаря, его принципы работы с читателями тоже меняются?
- Это зависит от специализации библиотеки. Городская массовая библиотека - это одна специфика, специализированная, научная - другая. Безусловно, свои особенности у детских, школьных библиотек. Национальной библиотеке Татарстана удалось объединить разные направления. Такое уникальное объединение, как эта библиотека, я, например, вижу впервые. Это впечатляет. Но в любом случае библиотекарь был и остается проводником в безграничном мире информации.