Чего ждать в старости в 21-м веке?

Число долгожителей в Татарстане, перешагнувших столетний рубеж, за последний год выросло на 5% - такую информацию озвучила на днях министр труда, занятости и социальной защиты РТ Эльмира Зарипова. Сейчас в республике проживают 183 долгожителя. Самой старшей из них, жительнице Высокой Горы, 108 лет. Самому возрастному мужчине из Альметьевского района 103 года.

news_top_970_100

«Самое страшное - одиночество»

Жительницу Казани Асию апа тоже можно смело отнести к разряду долгожителей - недавно ей исполнилось 94 года. И все бы хорошо: и квартира есть однокомнатная - небольшая, но зато своя, и пенсия у ветерана тыла по нынешним временам неплохая.

На здоровье Асия апа тоже не жалуется, говорит, сердце и давление в норме. Хотя и на второй группе инвалидности по причине травмы ноги, по дому все делает сама. С единственной дочерью отношения разладились, она лишь изредка по телефону интересуется, как дела. «Зато внучка у меня золотая, - говорит с гордостью Асия апа. - Каждый день по два раза из Москвы звонит - она там живет. Жаль, не может часто приезжать…»

На предприятии, откуда пенсионерка уходила на пенсию и где пролетели 35 лет ее жизни, - в объединении «Вакууммаш» - ветерана-комплектовщицу не забывают и, навещая в День пожилых людей, обязательно приносят подарки. Есть у пенсионерки и хобби - в свободное от домашних дел время она вяжет своим знакомым тапочки. Зрение не подводит ее и в 94 года!

Чего не хватает пенсионерке сейчас - так это общения. Соседки, конечно, забегают - кто продукты принесет, кто справится, как дела. И соцработник приходит к женщине три раза в неделю - за ее услуги Асия апа платит около 3 тысяч рублей. «Она и продукты, и промтовары, и лекарства покупает, и «коммуналку» оплачивает, и убирается, если попросишь... - рассказывает про своего соцработника долгожительница. - Грех жаловаться… Но таких, как я, у нее 12 человек, причем я самая старшая. А мне так хочется поговорить с кем-то по душам!» 

В квартире Асии апа чисто и тепло. Есть все удобства, в том числе и душевая кабина, а в просторной комнате аж три спальных места - две кровати и один диван. Одно время жила у нее знакомая девушка-студентка. Хотя и приходила только поздно вечером, но как-то вдвоем веселее было… «Может, найдется среди ваших читателей какая-нибудь женщина или девушка, согласная на проживание в моей квартире? - обратилась недавно в редакцию газеты Асия апа с просьбой. - Для меня главное, чтобы человек был порядочный, чистый на руку, чтобы было с кем поговорить. И чтобы в магазин за продуктами ходила иногда - из дома-то я почти не выхожу. Я и квартплату платить сама буду, денег мне от нее не надо… Как думаете, согласится кто-нибудь пожить со мной?» - с надеждой заглядывает она в глаза при прощании. 

Осталась без угла

Гульзаде Зарифовне 97 лет. Когда-то у нее было пятеро детей, двоих из них она пережила. Большую часть своей жизни прожила с семьей одной из дочерей. Вырастила внуков и вот на старости лет, можно сказать, мыкается по чужим углам. Ее история поучительна для всего старшего поколения. Понадеявшись на обещание зятя заботиться о ней до скончания дней, женщина никак не могла предположить, что, отказавшись от своей доли собственности в квартире в пользу одного из внуков, она фактически останется на улице. Зять вскоре после подписания бумаги завел новую семью и уехал, ему стало вовсе не до бабушки. Позже ушли из жизни дочь и внуки, которые жили вместе с ней. А она так надеялась на их опеку... Пожилая женщина хочет тепла и заботы, чтобы рядом были родные. В квартире вместе с ней осталась гражданская жена умершего внука, по сути чужой человек, к тому же работает, ей некогда присматривать за бабушкой. Вдобавок ко всему несколько лет назад

Гульзада апа сломала ногу и нуждается в постоянном уходе, поскольку по дому передвигается лишь с помощью ходунков. Вот и приходится ей жить теперь то у одной дочери, то у другой. Получается, вроде и есть свой угол с пропиской в просторной трехкомнатной квартире, а нет там ни душевности, ни теплых искренних отношений. С дочерьми-то, конечно, лучше… Тем более что они на пенсии, не работают. Кто как не родные люди позаботятся о ней? 

«Нужны волонтеры!»

Бывший педагог, инвалид II группы Лия Закировна Дмитриева формально еще не долгожитель - ей всего 85. Но будучи в инвалидной коляске, она не понаслышке знает проблемы тех, кто оказывается прикованным к дому, поскольку не может без посторонней помощи сделать элементарных вещей - выйти из квартиры, сходить в магазин за продуктами и лекарствами. Она очень надеялась, что жизнь инвалидов станет хоть чуточку лучше, после того как 2018-й в России был объявлен

Годом волонтера. «Я где-то прочитала, что пенсионеры Воронежской области, объединившись, помогают своим ровесникам тем, что навещают их на дому, помогают закупать продукты, убираются в доме да и просто общаются. Кроме пенсионеров, волонтерами могли бы стать школьники, студенты, просто неравнодушные горожане. Другая идея по этому поводу: почему бы близлежащим магазинам не принимать по телефону заказы от инвалидов-колясочников и за небольшую плату разносить их по адресам? Только в моем микрорайоне в центре Казани я насчитала минимум пятерых, кому эта услуга была бы полезной. Ведь свежий хлеб хочется есть каждый день, а не только когда приходит соцработник. К тому же за каждый его поход в магазин, неважно, сколько продуктов он принесет, отдаю 225 рублей из своей пенсии. В магазине, куда я обратилась с этим предложением, лишь развели руками: мол, нет у нас такого человека, чтобы продукты разносил…» - сетует пенсионерка. Выход, по ее мнению, в возрождении тимуровского движения, которое так было распространено в советское время. И в каждом доме вопрос с обеспечением продуктами нуждающихся в них можно решить силами самих жителей - лишь бы нашелся организатор этого доброго дела...

Чтобы старость была в радость

По данным Министерства труда, занятости и соцзащиты РТ на 1 сентября этого года, социальным обслуживанием охвачены 786 (4,8%) пожилых граждан. Кроме того, вот уже два года в Татарстане реализуется проект

«Приемная семья для пожилого человека». Помощникам, принявшим в свою семью пожилого человека и взявшим на себя обязательства по осуществлению ухода за ним, предусмотрена ежемесячная выплата в размере от 4 до 8 тыс. рублей. Проект уже дал свои результаты: сегодня в республике насчитывается 37 приемных семей в 36 муниципальных районах. К 2021 году планируется увеличение количества таких семей до 40. 

И все же проект, согласитесь, больше подходит для совсем одиноких пенсионеров - тех, кто волею обстоятельств остался без близкого окружения. Все наши героини, слава богу, имеют родственников и переезжать из родного жилища никуда не собираются. Просто кому-то из них не хватает общения, кому-то - волонтерской помощи… Раз есть потребности - значит, государству нужны новые формы работы с пенсионерами. Например, в Великобритании реализация социальных программ осуществляется небольшим числом штатных служащих и многочисленными добровольцами из различных общественных, религиозных, благотворительных, молодежных и других организаций. В ряде стран обслуживание престарелых со значительной степенью утраты способности к самообслуживанию осуществляется под руководством территориальных органов самоуправления преимущественно добровольцами через системы добрососедства или визитов на дом. Интересно, скоро ли придет время возвращения тимуровцев и в нашей стране?

news_right_column_240_400