Чеховские «Три сестры» 120 лет спустя

В начале июня журналисту из Казани посчастливилось побывать на съемочной площадке нового фильма Юрия Грымова «Три сестры. Сто двадцать лет спустя» по пьесе А.П.Чехова.

news_top_970_100

«Три сестры» - второй фильм Юрия Грымова из проекта «Новая классика». Первый - «Интимный дневник Анны Карениной», его премьера состоится совсем скоро. Полнометражный игровой фильм по пьесе Чехова - совместный проект киностудии им. М.Горького и студии «ЮГ». Съемки проходят на даче внучки академика Трофима Лысенко под Звенигородом.

Драма «Три сестры», на мой взгляд, является самой сложной чеховской пьесой. Если, допустим, в «Иванове» или «Вишневом саде» все более менее понятно, то в «Трех сестрах» все запутано, персонажи неоднозначные. Хотя это и подогревает интерес к произведению, увлекает читателя и зрителя.

Режиссер Юрий Грымов подошел к пьесе довольно-таки деликатно. Он не «режет» Чехова и ни в коем случае не переделывает его на свой лад. Он просто перенес события и героев в современную действительность, показав таким образом, что Чехов актуален во все времена. Единственное но - по словам Юрия Грымова, молодые актрисы вряд ли справятся со столь сложными ролями сестер Прозоровых. Это была одна из причин, по которой режиссер выбрал на роли маститых актеров, сделав героев пьесы старше лет на 30 - 40.

- Я не смотрю фильмы о катастрофах. Мне неинтересно, как разбиваются самолеты. Мне интересно, как разбиваются судьбы. Мне интересно посмотреть в глаза прекрасным актерам, - говорит режиссер.

Неслучайно герои картины - это люди, имеющие представление о жизни. Только вообразите: одно дело, когда человек влюбляется в 25 лет, совсем другое - в 65. Осовременил режиссер лишь, скажем так, декорации пьесы. Например, Чебутыкин читает о средстве от облысения не в газетах, а в планшете. Все остальное - Чехов.

- В картине все отлично монтируется с сегодняшним днем, - говорит Юрий Грымов. - Чехов звучит современно с точки зрения Чехова, а не меня. Я ни при чем. Это Чехов звучит. Мы помещены в эту среду, в эти глаза, в эти разговоры... У Чехова, например, непонятно, почему Соленый убивает Тузенбаха. В нашей ситуации Соленый представлен агрессивным человеком, который не может простить всеобщего веселья. Он в том же возрасте, что и остальные герои фильма, но они стараются не грустить, радуются тому, что у них есть какая-то перспектива, а он эту перспективу не видит. Отчасти Соленый завидует им.

Другому герою картины - Андрею Прозорову - 68 лет, а его жена Наталья - молодая девушка, не осознающая важности преемственности поколений. Вся в блестках и стразах, она приходит в дом, произносит слова: «Вы такие интеллигентные люди». И ее пугают эта интеллигентность, желание помогать друг другу. Она этого не понимает.

Режиссер называет дом Прозоровых философским кораблем, на котором рассуждают о жизни и на котором неожиданно появляется инородное существо - Наталья.

- Мы не осуждаем ее, - подчеркивает Юрий Грымов. - Мы показываем все как есть.

Актерскому составу новой картины Грымова может позавидовать любой режиссер: Людмила Полякова (Ольга), Анна Каменкова (Маша), Ирина Мазуркевич (Ирина). Также в фильме снимаются Александр Балуев, Александр Пашутин, Владимир Носик, Максим Суханов, Александра Назарова, Игорь Ясулович, Игорь Яцко.

Александр Балуев исполняет в картине роль Соленого. Актер рассказал, что герои фильма, конечно, не те же самые, что у Чехова, но они очень похожи. Это потомки чеховских типов, которые в наше время оказываются в подобных жизненных обстоятельствах. Между чеховскими героями и современными людьми существует параллель. Да и проблемы сейчас такие же, что и более 100 лет назад.

- С современной драматургией - беда, - сетует Александр Балуев. - Грубо говоря, на пьесах Вампилова она и остановилась. Поэтому любое обращение к нашим «запасникам» всегда интересно, потому что в то время была настоящая драматургия, настоящая литература, настоящая драма. Соленый - это наиболее современный и узнаваемый персонаж сегодняшнего дня. Философия Соленого - цинизм нашего времени. Я считаю, что наше общество цинично. По ТВ мы видим войну в режиме онлайн и смотрим все это за чашкой чая. Это сверхцинизм, но такое сейчас время.

Атмосфера на киноплощадке удивительная, это некий чеховский микромир, в котором все создает обстановку пьесы - от пустой клетки над крыльцом с застрявшими птичьими перьями до внешнего вида актеров. На террасе удалось побеседовать с актером Максимом Сухановым, исполняющим в картине роль Вершинина.

- Мне кажется, что на съемочной площадке все на своем месте, - размышляет Максим Суханов. - Мне нравится, что Юрий Грымов может преподнести классическое произведение так, что оно оказывается актуальным и сегодня. Сценарий органичный. Я бы не стал сравнивать текст пьесы Чехова и сценарий фильма. Зритель потом увидит все сам. Вообще, я убежден, что в жизни никогда ничего не надо сравнивать. Если человек не читает Чехова, то вряд ли фильм ему поможет. Разве что такой человек узнает, что есть писатель Чехов, у которого есть пьеса «Три сестры»...

Анна Каменкова, исполнительница роли Маши, тоже отметила особую атмосферу на киноплощадке:

- Режиссер и актеры работают в гармонии. Все вопросы обсуждаются, все предложения выслушиваются. Мы друг друга слушаем и слышим. Это такие кружева... Режиссер доверяет артисту, артист - режиссеру. Вообще, в картине очень много глубоких и тонких вещей, по которым, как мне кажется, современный кинозритель тоскует. Думаю, что каждый найдет в фильме что-то свое, возможно, даже совершит какое-то личное открытие.

Картина Юрия Грымова «Три сестры. Сто двадцать лет спустя» будет наполнена философскими и социальными смыслами, и каждый зритель сможет открыть в ней что-то свое, вытащить на поверхность глубинные чувствования, задуматься над жизнью, ее течением, изменчивостью и в то же время постоянством: то, что было актуально в далеких 1900 - 1901 годах, и сейчас трогает умы и сердца наших современников. Что же?.. Классика на то и классика: современна и вечна всегда.

news_right_column_240_400