- Анимал- или петтерапией - реабилитацией больных детей и взрослых с помощью животных вообще и собак в частности, я заинтересовалась лет десять тому назад. На Западе в целях релаксации ее давно применяют в хосписах и домах престарелых. В основе канистерапии, как и других видов анималтерапии, - положительные эмоции, которые, как известно, не только приятны, но и полезны.
- Чем канистерапия отличается, например, от иппотерапии – лечения лошадьми, или дельфинотерапии и фелинотерапии (кошками)?
- В отличие от кошек, которые неохотно идут на контакт с чужими людьми, собаки от природы дружелюбны. Они не громоздки, как лошади. Ведь зачастую малыши боятся больших животных. Ну а про дельфинов и говорить не стоит! Эти животные доступны мизерному количеству детей. Собак используют в терапии чаще других животных, потому что они хорошо обучаются, легко подчиняются, обладают развитой интуицией и способностью переживать. При общении с ними у пожилых людей уменьшается чувство страха, проходит депрессия, рассеянность и, наоборот, мобилизуются двигательные функции. Собаки могут предсказывать приступы эпилепсии. У них есть талант обнаруживать опухоли у человека. Чутко реагируя на изменение нашего ферментативного поля, они как бы чувствуют запах болезни. Программу канистерапии используют во многих реабилитационных детских центрах Канады и Америки. Она позволяет детям, имеющим проблемы с развитием и здоровьем, лучше осваивать учебную программу. Ребята быстрее учатся читать, у них концентрируется внимание.
- А где наши больные дети могут получать канис-терапию?
- Не только дети! Года три назад мы приехали со своими собаками в одну из казанских восстановительных клиник, где провели сеанс канистерапии со взрослыми. Из ста пациентов (диагнозы были в основном инфаркт, инсульт, пулевые ранения) лишь один отказался встретиться с нашими питомцами. Больные с удовольствием общались с нашими мохнатыми подопечными. Одна из них, страдающая ДЦП, с первой минуты взяла на руки собаку и до конца встречи говорила, что чувствует, как ей становится лучше.
С детьми я стала работать в сентябре 2007 года, создав программу занятий с отстающими в развитии и имеющими серьезные проблемы со здоровьем: ДЦП, синдром Дауна, аутизм и прочие. Директор коррекционной школы N076 Резеда Габидуллина сразу приняла программу. Результаты терапии с собаками стали видны уже через месяц. Если дети, страдающие аутизмом, не умели что-то объяснить человеку, то с собаками у них это получалось. У даунят и деток с ДЦП (у них нарушена моторика и пальцы как пластилин) после нескольких недель улучшилась координация движений. Они стали лучше держать ручки, писать буквы, самостоятельно выполнять домашнюю работу. У детей с легкой степенью олигофрении, которые обычно общаются только с одним знакомым им человеком, поднялся уровень социализации. Они стали общительнее, что позволило вводить в их классы новых учителей, к примеру физкультуры.
- Наверное, к канистерапии допускаются лишь те собаки, которые проходят специальный тест?
- Безусловно. Первое из требований - небольшой размер животного. Мы работаем с цвергшнауцерами. Внешность у них миролюбивая, немного даже игрушечная. Они очень веселые. Габаритная овчарка или доберман к роли терапевтов не подходят. Эти собаки могут напугать ребятишек. Второе требование - характер собаки должен быть идеально спокойным. От животного требуется не реагировать на резкие крики, движения, удары. И быть чувствительным к проблемам больного ребенка, к его настроению. Третье – выносливость. Ведь работа с нашими пациентами – это большая психологическая и эмоциональная нагрузка.
- Где учат таких собак?
- Спецобучение они проходят в объединении собаководов «Юный хендлер». Кстати, в роли волонтеров-канистерапевтов выступают ребята, занимающиеся там дрессурой. Им нравится помогать больным детям. А помимо развивающей программы хендлеровцы придумывают и показывают им сказочные постановки с собаками в главных ролях. Работаем мы абсолютно бесплатно, строго на волонтерской основе.
- Ваши проблемы?
- Мы разрабатываем новые комплексы упражнений, которые помогут детям (не исключая медицинскую поддержку) легче адаптироваться в мире. Создали циклы занятий с использованием собак-компаньонов и собак-терапевтов для больных детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Но чтобы претворить все идеи в жизнь, нужны единомышленники. Хотелось бы поддержки и понимания от руководителей специализированных детских учреждений. Ведь польза очевидна. В первую очередь - для больных ребятишек. У них появится возможность улучшить здоровье без лекарств. И разнообразить свою порой невеселую жизнь.