ЧИСЛОМ ИЛИ УМЕНЬЕМ?

Борис ВАСИЛЬЕВ. Писатель, фронтовик, автор повести «А зори здесь тихие...» Москва. Специально для «Казанских ведомостей».

news_top_970_100

Все последние годы политики, генералы и публицисты без конца говорят о военной реформе. Тема самая жгучая: какая армия нужна России? Консенсуса нет и не предполагается - точки зрения полярны.

Профессиональные армии всегда невелики. Они хорошо обучены, снабжены совершенным оружием и достойно оплачиваются государством за свою нелегкую службу. Такова была армия Ганнибала, до основания потрясшая грозный Рим.

Вспомним о великом полководце Древней Руси Святославе Игоревиче, который первым объявлял противнику войну в трех словах: ИДУ НА ВЫ! Его тактика требовала небольшой, отлично вооруженной профессиональной дружины, не обремененной обозами. «Он передвигался легко, как барс», - отмечает летопись. А тем временем противник, получив извещение о нападении, деятельно готовился к битве, собрав в кулак все свои наличные силы.

Сходились в то время на равнинах. Войска располагались друг против друга и осыпали противника тучей стрел. Таково было обычное начало боя, на которое Святослав отвечал не стрелами, а атакой с флангов. Опасаясь окружения, противник немедленно перестраивался, стремясь отбить атаку, и тогда Святослав двигал вперед центр: отборную часть дружины, привыкшую драться в кольце вражеских сил. Монолитная масса профессионалов разрезала чужое войско пополам, и командование противника оказывалось в одной из частей, теряя общее управление. Это приводило к тому, что воины начинали биться каждый за себя, возникала сумятица, которая приводила к панике.

Так Святослав разгромил могущественную Хазарию, несколько веков собиравшую дань с Руси. Так прошел по степям Причерноморья и только в Болгарии потерпел поражение от греческого полководца Цимисхия, понявшего его тактику.

Да, военная история от Святослава до наших дней безоговорочно доказывает, что воюют не числом, а уменьем. Это любил повторять Суворов, который, как правило, одерживал победы малыми силами. Количество армии (в любом измерении, от мечей до ракет) никогда еще не переходило в ее качество. Разительны примеры последних лет: малочисленные войска американцев, англичан и их союзников легко разгромили сперва полчища талибов, потом полумиллионную армию Саддама Хусейна (начавшаяся потом партизанская война касается уже не профессиональных войск, а политиков и служб безопасности). Но стоило нашему военному министру заговорить, что пора бы и нам подумать о профессиональной армии, как в прессе, телепрограммах, а в особенности в частых заявлениях нашей многочисленной генеральской рати зазвучали воинственные протесты. Дескать, как можно, как неразумно, как рискованно...

С кем же нацелился воевать наш генералитет? Никто нам вроде не угрожает... Да это им угрожает, а не нам! Отставка светит большинству наших бравых вояк, а этого им так не хочется. И начинается чисто русская борьба количества с качеством. И военные чиновники, получавшие звания отнюдь не на полях сражений, требуют, чтобы не потребности армии определяли число генералов, а, наоборот, количество солдат подгонялось под наличный состав генералов. Хватит ли у государства воли сократить, обучить и вооружить армию настолько, чтобы она была способна защитить страну от любых неожиданностей?

news_right_column_240_400