Татарские слободы: пример добрососедского диалога и совместного жития

Татарские городские слободы - уникальное явление в истории Евразии. Татарская слобода в Москве существовала уже в XIV веке. В ХVII - начале XX века кварталы компактного проживания татар массово появились и активно развивались в Санкт-Петербурге и многих городах европейской части, Поволжья, Урала, Сибири, Казахстана, Средней Азии, Кавказа и других регионов бывшей Российской империи.

news_top_970_100
Автор фото: Ленар ГУБАЙДУЛЛИН

Каково сегодняшнее состояние этих исторических слобод? Какие малоизвестные страницы истории может раскрыть их изучение? Удается ли татарским слободам сохранить национальный колорит? Поможет ли возрождение слобод развитию этнотуризма? Эти и другие вопросы обсудили историки, краеведы, представители туриндустрии на заседании круглого стола, которое состоялось в редакции газеты «Казанские ведомости». Беседа оказалась особенно интересна и актуальна накануне празднования 100-летия со дня образования Татарской АССР.

Историю сохраняют краеведы-энтузиасты

Слобода в Томске - жемчужина татарского народа

Венера Якупова, главный редактор газеты «Казанские ведомости»:
- Большое спасибо всем экспертам за то, что приняли приглашение нашей редакции, чтобы обсудить вопросы, связанные с татарскими городскими слободами. Хотелось бы узнать ваше мнение о проблемах изучения и перспективах развития татарских слобод в городах Российской Федерации и других государств.
Альберт Бурханов, начальник комитета по работе с краеведами исполкома ВКТ, председатель РОО «Общество татарских краеведов» РТ, заслуженный деятель науки РТ:

- Города у тюрко-татар существовали еще в древности и Средневековье. Особенно это касается периода Золотой Орды, когда процесс урбанизации достиг самих больших масштабов. Многие современные российские города возникли на базе или месте средневековых тюрко-татарских городских поселений, являвшихся центрами ремесел и торговли на трассах торгово-караванных и водных путей Евразии с востока на запад. Возникновение и развитие татарских городских слобод в Российском государстве - следующий важный этап татаро-мусульманской урбанизации и городской культуры. Они помогли развивать ремесла и торговлю, налаживать торговые и дипломатические отношения Российского государства с народами и странами Востока.

К сожалению, степень изучения исторических слобод в рамках фундаментальной науки пока недостаточна. Активная исследовательская работа ведется в основном краеведами-энтузиастами и представителями туризма. Они применяют комплексный подход: изучают природные объекты, архитектуру и другие историко-культурные памятники, эпиграфику - надписи на древних могильных камнях, архивы, экспонаты местных краеведческих и школьных музеев.

- Но исследование и сохранение исторического наследия - это лишь первый этап большой работы?
- Дальнейшие этапы - возрождение, благоустройство, грамотная и бережная музеефикация. Так молодое поколение прикоснется к своим корням, будет знать историю своих предков, национальные традиции, культуру. Но кроме этого, при разумном подходе возрождение слобод может стать очень перспективным проектом в сфере международного и внутреннего этнотуризма в каждом конкретном регионе.

Айрат Файзрахманов, кандидат исторических наук, заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи:

- Татарская городская слобода предметом серьезного научного изучения стала совсем недавно - только в 90-е годы прошлого столетия. Этой темой занимался доктор архитектуры, профессор, заслуженный деятель науки Республики Татарстан Нияз Халитов. Изучение татарских слобод - это не только краеведение, история, это и география, и филология, и социология, и экология, и экономика, и туризм... Здесь необходим междисциплинарный подход.

Только в Казанском уезде было более 50 слобод. Историю многих слобод мы, к сожалению, практически утратили. Салмачи, Воскресенское, Вознесенское и многие другие поселки, вошедшие в состав Казани, тоже были слободами.

- Какие слободы за пределами Татарстана наиболее интересны для исследователей, туристов?

Альберт Бурханов:

- В прошлом году Всемирный конгресс татар провел Всероссийский форум краеведов в Томске. Почему в Томске? Там, в сибирском городе, сохранилась уникальная городская татарская слобода. Эта территория с компактным проживанием татар была основана в начале XVII века на юго-западной границе Томска. Во время визита в Томск Президента Татарстана Рустама Минниханова была поднята проблема сохранения этого исторического квартала и высказано предложение о создании там музея-заповедника под открытым небом «Татарская городская слобода». Работа по реализации этого проекта начата. Спасибо руководству Томской области и русскому населению Томска за то, что они сохранили татарскую городскую слободу, улицу Татарскую и другие объекты с татарскими названиями, за доброе, теплое отношение к местным татарам. И не зря татары Томска являются толерантной и активной частью населения области.

Айрат Файзрахманов:

Равиль Салиев, ветеран педагогического труда, краевед-исследователь, автор книг по краеведению:

- Татарская слобода в Томске - одна из жемчужин нашего народа. Мы были поражены, что там сохранилось более 300 деревянных с уникальной орнаментацией и разнообразным декором многоквартирных домов - одноэтажных, двухэтажных и даже трехэтажных. В них до сих пор живут люди. В слободе две красивые мечети - Красная и Белая. Красная - Первая соборная мечеть - была построена в 1901 - 1904 годах ахуном Хамзой Хамитовым на средства родного брата - купца и мецената Карима Хамитова. Белая мечеть построена в 1913 году по проекту главного губернского архитектора Андрея Лангера. Интересно, что в наши дни имам-хатыбы татарских мечетей приезжие: один по национальности киргиз, другой таджик.

Слободу планируют музеефицировать - открыть там музеи, выставочные залы, мастерские традиционных народных промыслов и ремесел, гостиницы. Важно открыть там татарскую школу, чтобы татары не забывали родной язык, свои национальные традиции.

- Томск по степени сохранения исторической среды, городского быта татарской слободы, пожалуй, лучший город. На второе место я бы поставил Астрахань. На третьем месте - Старо-Татарская слобода Казани. К сожалению, в Старо-Татарской слободе уже практически не осталось местных жителей. Старожилы уходят из жизни, слобода превращается в туристическую территорию.

В Новосибирске татарская слобода полностью исчезла. Буквально на днях вернулся из Вильнюса. Там татарская слобода с деревянной мечетью и медресе была снесена в 60-е годы прошлого века. Это было сделано не по каким-то идеологическим, политическим мотивам. Просто в тот период город активно застраивался. А Томску повезло - застройщики просто не успели добраться до территории татарской слободы.

Пешеходные территории - правильный путь

Элемент большой национальной политики

Марсель Гарипов, архитектор-искусствовед, краевед, автор книг по истории регионов и населенных пунктов Татарстана и Башкортостана, заслуженный деятель культуры РТ:
- Татары живут во многих регионах России и других странах. В начале ХХ столетия татары в поисках заработка добирались даже до Бразилии! Я 22 года жил и работал в Томске. В 70-е годы занимался реставрацией памятников деревянного зодчества. Могу сказать, что в Томской области сохранению традиций уделяется много внимания. Там организуются всевозможные креативные мероприятия. Например, ежегодно в августе проходит международный фестиваль «Праздник топора». В прошлом году в нем приняли участие 226 резчиков по дереву и бересте, кузнецов и керамистов из 30 стран мира и 37 регионов России. Программа праздника была очень насыщенная: мастер-классы, выставки, ярмарки, концерты, конкурс по скоростной резке «Бешеная пила». Идею «Праздника топора» подхватили в Башкирии. Было бы здорово провести подобный фестиваль и в Татарстане.
- Старо-Татарская слобода в Казани тоже стала центром притяжения туристов...
Марат Корнилов, директор МБУ «Историческая среда» префектуры «Старый город» исполкома г. Казани:

- В Старо-Татарской слободе на протяжении нескольких веков жили татарские аристократы и представители высшего мусульманского духовенства. У нас открываются музеи, новые туристические объекты. В доме Шигабутдина Марджани завершается восстановление рабочего кабинета татарского богослова, философа, историка, просветителя. После кабинета будет восстановлена обстановка других комнат дома, в котором жил Марджани.

Конечно, мы изучаем опыт других регионов. Но у Старо-Татарской слободы в Казани есть своя специфика. У европейских стран надо активнее перенимать опыт по продвижению новых туристических маршрутов, учиться тому, как историческую территорию сделать привлекательной для туристов.

Помимо экскурсий мы организуем фестивали, праздники, выставки, кулинарные мастер-классы, мастер-классы по традиционным народным промыслам и ремеслам, квесты.

Радик Хайруллин - Беркутхан, историк, гид, член правления Гильдии экскурсоводов РТ:

- Создание и развитие в Старо-Татарской слободе пешеходной территории - это правильный путь. Но хотелось бы, чтобы улицы слободы еще больше ожили - там проводились ярмарки, национальные праздники.

Да, в Старо-Татарской слободе есть хороший опыт. Например, там при Апанаевской мечети работает удивительный мастер Ильдар абый. Он шьет традиционные татарские сапоги из сафьяна. Уникальный человек! Когда у него есть время, я завожу к нему гостей. Туристы в восторге, они снимают на видеокамеры, фотоаппараты весь процесс создания красивых сапог, выкладывают фото, видео и свои отзывы в соцсетях. Это самая эффективная реклама для привлечения новых гостей в наш регион. Но Ильдар абый не может проводить мастер-классы часто - ему надо зарабатывать на жизнь.

Любая туристическая группа с радостью соприкоснулась бы с этим ремеслом и другими традиционными народными промыслами, их у нас немало...

- Надо найти механизмы и поддержать таких мастеров, чтобы им было комфортно и выгодно проводить такие мастер-классы.

У меня еще одно предложение. Почему бы не вернуть улицам Старо-Татарской слободы и центра Казани их исторические названия? Мы не просим улицы переименовывать. Это можно сделать проще: на табличке рядом с современным названием указать историческое. У входа на улицу можно поставить небольшие памятные знаки, информационные стенды с исторической справкой, информацией о человеке, именем которого она названа.

Старо-Татарская слобода - это отличный пример и хороший опыт для всех нас в этом направлении. Но нельзя останавливаться на этом. Мы прекрасно знаем, что в нашем городе есть уникальные, исторические места. Я имею в виду восстановление Ново-Татарской слободы и исторической слободы Бишбалта.

Айрат Файзрахманов:

- В Казани для развития туризма перспективна историческая татарская слобода Бишбалта, что в переводе на русский язык означает «пять топоров». Это древнейшее поселение на берегу Волги, известное еще со времен расцвета Волжской Булгарии. Здесь росли сосновые и дубовые леса. Лесорубы, плотники, столяры, жившие в слободе, строили военные и торговые корабли. Есть на территории Бишбалты древнее кладбище. Первые могилы появились там еще в XIV веке. Сейчас кладбище почти затоплено, но часть могил конца XIX - начала ХХ века сохранилась. В гимназии №15 есть Музей Бишбалты, который коллективу учебного заведения помогли создать ученые-историки Дамир Исхаков и Альберт Бурханов. Интересный музей в Савиново, созданный энтузиастами. Но таких небольших музеев должно быть больше. Можно открывать локальные музеи в школах, лицеях, гимназиях. Это и патриотическое воспитание, и краеведение, и проектное обучение. У нас все для этого есть, просто нужен программный, системный подход к решению этого вопроса со стороны мэрии Казани и правительства Татарстана.

Айрат Файзрахманов:

Айрат Габдуллин, туристический оператор, радиожурналист:

Тема возрождения и развития татарских слобод многогранная, сложная. Спасибо, что восстанавливается, благоустраивается слобода в Казани. Но там еще много работы. Когда ведем экскурсии, умудряемся обходить места с полуразрушенными зданиями, пустырями. А ведь там у каждого дома интересная история, каждый дом связан с именами известных людей, которые оставили след в истории Татарстана.

Я работал в Ташкенте на узбекском радио и телевидении, вел программы на татарском языке. Татарская диаспора в Узбекистане крупнейшая в странах Средней Азии. В советский период там проживало более 1,5 миллиона татар, ныне - более 600 тысяч. С Узбекистаном связаны жизнь и деятельность многих известных татар, например балерины Галии Измайловой, архитектора Мидхата Булатова, живописца Чингиза Ахмарова, художника, скульптора Баки Урманче, заслуженного деятеля искусств Рафаэля Такташа...

Интересный факт: татарская деревня в Узбекистане была первым в Средней Азии поселением, где окна домов смотрели на улицу. По восточной традиции окна должны смотреть во двор, чтобы никто из посторонних не мог наблюдать за жизнью семьи.

- Мы должны помогать соотечественникам в развитии краеведения. Для этого необходимо создать реестр слобод на территории Татарстана, России, Евразии.

Татарские городские слободы - это элемент большой национальной политики, место локализации татарской культуры, презентации Татарстана.

Это пример того, как два народа, представители двух вероисповеданий в течение нескольких столетий притирались друг к другу. Люди дружили, сотрудничали. Они умели договариваться, вести диалог, чтобы формировать механизмы совместного жития. И с этой точки зрения опыт татарских слобод интересен и полезен для современного общества, межрегиональной и внешнеэкономической дипломатии.

news_right_column_240_400