«Concordia»: сплав авангардной музыки и национальных мотивов

В минувший четверг в БКЗ им.Сайдашева прошло закрытие V международного фестиваля современной музыки им. Софии Губайдулиной «CONCORDIA». Закрытие фестиваля художественный руководитель ГСО РТ Александр Сладковский предложил посвятить памяти жертв терактов в Египте и в Париже. С минуты молчания начался и сам концерт.

news_top_970_100

А вот что сказал маэстро Сладковский перед концертом на встрече с журналистами: «Сегодня мы ставим значимую, солидную точку в нынешнем фестивале «Concordia». В первом отделении концерта прозвучит симфония № 14 для сопрано, баса и камерного оркестра Дмитрия Шостаковича, великолепно написанное, сыгранное, гениальное творение, его бриллиантовая симфония. Второе отделение также будет знаковым. В этом году мы вспоминаем ушедшего Шамиля Тимербулатова, которому  исполнилось бы 65 лет. Мы планировали с Гульнарой, дочерью Шамиля, провести концерт памяти, который бы свидетельствовал о том, что Шамиль с нами, о том, что эта музыка должна звучать по определению, потому что это потрясающая музыка».

Симфонию № 14 Шостаковича на фестивале представляли оперные звезды - солист Большого тетра Петр Мигунов и солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Мурадымова. По словам Петра Мигунова, он был шокирован тем, что увидел в Казани:  «Город находится в каком-то немыслимо хорошем состоянии: красивый, умытый, весь подсвеченный, отремонтированный. Но знакомство с городом – это только часть моих впечатлений. Чего стоит концертный зал, обладающий прекрасной акустикой, я считаю, одной из лучших в мире. Я исполнял 14-ю симфонию очень много раз, но чтобы оркестр с первой репетиции был в такой высочайшей форме – я этого не слышал никогда. С первого раза было исполнено, как на записи на самый лучший дубль. И это конечно не только благодаря хорошим музыкантам, в первую очередь  это работа маэстро Сладковского. Низкий поклон ему, что в таком прекрасном зале он делает такие сложные проекты на высочайшем уровне».

Не менее знаковым было и второе отделение, в этом году посвященное памяти татарского композитора Шамиля Тимербулатова, ушедшего в 2013 году. При жизни он так и не услышал свою последнюю симфонию-ораторию «Булгарские сказания» («Болгарым»), премьера которой состоялась в этот вечер. В ней с мощной художественной силой передана история народа, его беды, страдания и возрождение великой земли. «Мой родной народ! Какая бы ни была судьба, какие бы испытания ты не прошел, ты смог сохраниться!» - звучат со сцены слова поэтов Равиля Файзуллина и Джавдета Сулеймана, на которые написана симфония.

Дочь композитора Гульнара Тимербулатова выразила оркестру благодарность за то, что татарская музыка жива, она звучит в самом гениальном исполнении нашего оркестра: «Для отца вы были символом профессионализма и того, что эта музыка будет жить».

О том, каким композитор был в жизни, рассказал его учитель, композитор и профессор Казанской консерватории им. Жиганова  Анатолий Луппов: «Я сегодня был на репетиции и был потрясен, а временами у меня были слезы. Это был мой любимый ученик в продолжение всей жизни. Со времени, как я нашел его в училище баянистом, он стал писать первые ноты, с тех пор и до самой смерти он учился. Это был талантливейший человек. В среднем поколении композиторов Татарстана ему равных не было. Он был на самой вершине своего мастерства и мог написать еще очень много».

В этот вечер прозвучало и произведение самого Анатолия Луппова «Тайна озера Кабан» - симфония, в которой раскрывается известный сюжет о взятии Иваном Грозным Казани и судьбе татарской красавицы Сююмбике. В третьей ее части, описывающей шумный народный базар, автор применяет уникальный художественный ход, мастерски смешивая татарские песенные интонации с традиционными русскими песнями.

Если говорить о фестивале в целом, то «Concordia» вновь оправдала свою направленность, о которой перед началом концерта сказал маэстро Сладковский: «Я очень рад, что на такой колоритной национальной ноте заканчивается фестиваль, который задумывался как фестиваль не только авангардной, современной музыки, но в первую очередь для самых интересных и значимых произведений наших татарстанских композиторов».

news_right_column_240_400
news_bot_970_100