COVID-19 vs региональные власти: за кем останется победа?

На прошлой неделе представители экспертного штаба «Волга» в онлайн-режиме обсудили влияние коронавирусной инфекции на структуру региональной политики.

news_top_970_100
Автор фото: Фото: Фарит МУРАТОВ

Модератор встречи, прошедшей 9 апреля, в начале заседания подчеркнул, что сегодня политики превратились в администраторов: они отвечают за организацию волонтерского движения, выстраивание систем жизнеобеспечения, тогда как администраторы вынуждены становиться политиками, анализируя, как их действия будут восприниматься жителями. Региональные власти оказались словно под микроскопом — произошел всплеск интереса граждан к их действиям.

Федеральный центр, как это было еще раз обозначено в ходе совещания Президента страны Владимира Путина с главами регионов, спустил на места полномочия, позволяющие самостоятельно разрабатывать и внедрять комплекс мер для борьбы с эпидемией COVID-19, но им же необходимо и нести ответственность за состояние экономики.

Миллиарды на бордюры во благо?

Один из экспертов — президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов — обратил внимание на то, что сложившаяся ситуация нестандартная. И если поправки в Конституцию страны, среди прочего, должны были улучшить связь между ветвями власти, то эпидемия коронавирусной инфекции будет проверкой взаимодействия различных ветвей власти. Впрочем, получилось так, что не все региональные власти могут или хотят доводить до местных жителей информацию и объяснять собственные решения и действия. Примером Алексей Куртов назвал недавний случай в Москве, где местные власти отложили 16 миллиардов рублей на обновление бордюров.

— Да, с московских властей никто не снимал тех обязательств, которые они приняли на себя в прошлом году. Но почему эти деньги нужно направлять на бордюры, а не на что-то другое — это нужно объяснять людям, — считает Алексей Куртов.

Слабый уровень коммуникации между властями и населением эксперт объяснил тем, что регионы долгое время существовали в архаичной системе управления страной. Сейчас же власти вынуждены переходить к современному уровню управления: это обусловлено динамичными и быстро меняющимися показателями, сменой парадигм, другой формой формирования бюджета.

Здесь модератор вспомнил о татарстанской программе «Наш двор», анонсированной в прошлом году. Сейчас активные пользователи социальных сетей разделились на два лагеря: одни считают, что запланированные для выделения на это деньги нужно направить, например, на адресную поддержку слабо защищенных слоев населения, пострадавших от кризиса. Другие, напротив, полагают — программу нужно в любом случае реализовывать. Алексей Куртов еще раз расставил акценты: возможно, московские миллиарды на бордюры нужны для того, чтобы сохранить тысячи рабочих мест. Только об этом нужно говорить москвичам.

«Губернатор — не только человек, за которым надо следить»

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов отметил, что сейчас население оказалось в стрессовой ситуации и определенная степень настороженности, опасения есть ко всем уровням власти. В последнюю неделю появились новые повышенные социальные ожидания, особенно у беднейших слоев — это повлекло за собой волну критики властей, в частности, в социальных сетях.

— Задача региональных властей в этой ситуации — не увеличивать свой антирейтинг. Ситуация и без того непростая, связана с повышенной тревожностью. Не раздражать население, но иногда принимать решения, не ориентируясь на мнение большинства либо меньшинства. Политически правильно будет показывать людям, что все мы находимся в одной лодке. В каких-то территориях идет использование антимосковских настроений, «закрывание» от Москвы — не думаю, что такая тактика перспективная, но для какой-то части населения это может быть тактически чувствительной историей, — считает Виноградов.

Политолог Аббас Галлямов напомнил, что долгое время региональные администрации находились под тщательным контролем — Москва следила, что происходит на местах, по каждой ситуации давала заключение или рекомендацию.

— Такого, чтобы регион о чем-то спрашивал, а Москва в ответ разводила руками — давно не было. И вот теперь это происходит, причем по множеству вопросов: от коронавируса и самоизоляции до количества открытых и закрытых предприятий, — уточнил Галлямов.

Теперь к самостоятельности привыкают региональные руководители и федеральные чиновники на местах, в том числе силовики.

— Выясняется, что губернатор — не только человек, за которым надо следить, окружение которого надо сажать, но и человек, которому надо помогать, а подчас и указы выполнять. Человек, от усилий которого многое зависит, а Москва самоустранилась. Это напоминает ситуацию, которая происходила во второй половине 1980-х годов, — проводит параллели эксперт.

На протяжении нескольких лет главным сюжетом российской политики было так называемое «сшивание России» — приведение регионального законодательства к нормам федерального, напомнил Аббас Галлямов. Коронавирус выступил катализатором обратной ситуации.

— Он выявил неразрешенные до конца, глубинные противоречия. В борьбе с эксцессами сепаратизма 1990-х, с которыми нужно было бороться, Кремль сильно перегнул палку в сторону центра, — считает политолог.

Героизм не важнее общей задачи

Необдуманными заявлениями и действиями губернаторы зачастую провоцируют панику, в том числе за счет нагнетания истерии по отношению к гостям из Москвы, полагает член Общественной палаты РФ, президент Фонда защиты национальных ценностей Александр Малькевич.

— В такой парад «коронавирусных» суверенитетов включились некоторые регионы, а делать это было не обязательно. В Томской области от силы три человека были с инфекцией, но приезжавших из Москвы и Санкт-Петербурга жестко отправляли на двухнедельную самоизоляцию. В этот парад суверенитетов включились не только губернаторы, но и мэры муниципалитетов. Пока речь об областных центрах, но думаю, во вкус войдут и другие органы местного самоуправления. В Липецке мэр Евгения Уваркина заявила, что тот, кто вошел в общественный транспорт без маски, должен быть изгнан оттуда, с таким человеком на борту автобусы и троллейбусы никуда не поедут. Ее спрашивают: «А вы почему решили, что маски нужны?» — «Я посмотрела передачу на Первом канале и сделала выводы», — привел пример Александр Малькевич.

Эксперты сошлись во мнении, что региональные власти не обладают достаточным опытом. Причем Алексей Куртов отметил, сейчас мы на войне и «плоха та война, где героизм важнее, чем общая задача, — так войны не выигрывают», нужна согласованность.

— Если обратиться к опыту Татарстана, то ведь это один из немногих регионов, который ввел SMS-сообщения для выхода на улицу. Это правило — и правило населением было принято: 1,23 миллиона было обращений о выходе на улицу. Появилось некое понимание, как себя вести. А в других регионах непонятно, можно выходить или нет. Должны быть правила, — отметил Куртов.

news_right_column_240_400