Потомки Тази Гиззата привыкли всего добиваться в жизни сами

Мы продолжаем проект, посвященный Году семьи. Сегодня рассказываем читателям о потомках второй знаменитой казанской фамилии - драматурга Тази Гиззата.

news_top_970_100
Представляем основателя династии

Согласно Татарскому энциклопедическому словарю Гиззат (Гиззатуллин) Тази Калимуллович жил с 1895 по 1955 годы, драматург. Заслуженный деятель искусств ТАССР, РСФСР (1940 г.), автор 37 пьес, в их числе «Наемщик» (1925 г. - 1-й вариант, 1928 г. - 2-й вариант), «Искры» («Чаткылар», 1934 г.), «Потоки» («Ташкыннар», 1937 г.), «Бишбуляк» («Бишбулэк», 1938 г.), «Священное поручение» («Изгэ эманэт», 1946 г.), «Жертва эгоизма» («Мин-минлек корбаны», 1950 г.; 2-я редакция 1954 г.). Ему принадлежит либретто первой татарской музыкальной комедии «Башмачки» («Башмагым», 1952 г., муз. Дж. Файзи). Перевел на татарский язык пьесы Корнейчука и Михалкова «Сочинения» («Эсэрлэр» т. 1 - 4, 1975 - 1978 гг.). В годы войны был ответственным секретарем, т. е. руководителем Союза писателей ТАССР.

Альбом на стене

- Как в музее, - показывает сын драматурга на группу фотографий в коридоре.

- Вот это мои родители. А это мы с Казбеком Тазиевичем на Сахалине, - добавляет его тихо подошедшая вторая половина.

Замечаю, как похожи друг на друга эти прожившие долгую совместную жизнь пожилые супруги. Но как молодо Гиззаты выглядят! Ему ни за что не дашь 83 лет - прямая спина, военная выправка, серебряная шевелюра. А ей 80! Во всех движениях - стремительность, гибкость, желание и готовность всем помочь и всех обогреть.

Казбек Тазиевич устраивает мне экскурсию по своей квартире-музею. Отмечаю, что фото в небольших рамках расположены блоками по темам. Вот на нас смотрят родители и молодые хозяева этой квартиры. На одной из них Казбек Тазиевич, в прошлом спортсмен, вместе с чемпионом Олимпийских игр Юрием Титовым, с которым он дружил. А вот он в спальне рядом с большим портретом отца, написанным московским художником Пименовым. Вот группа фотографий актеров Татарского театра. Среди них Тази Гиззат и композитор Салих Сайдашев. А вот Сайдашев на даче у Тази Гиззата, в белых брюках, небрежно наброшенном на плечи пиджаке и галстуке-бабочке. Хорошо придумали супруги с фотографиями! На современных обоях обрамленные в рамки старые фото смотрятся весьма оригинально. Опять же ушедшие в мир иной родные как будто всегда рядом с близкими.

- Это мы к 70-летию Казбека получили квартиру, - Фирдаус Гиниятовна выпорхнула из кухни. - Дом элитный, в нем много известных людей живет. А до того на небольшой жилплощади нас размещалось 9 человек. Не торопились предоставлять квартиру доктору философии! Хотя Казбек как научный работник и ветеран войны давно имел на это право.

В кабинете Казбека Тазиевича много книг, бюст Ленина, барельеф Сайдашева и конечно тоже фотографии на стенах.

Театр - дом Гиззата

Что мы знаем о драматурге Тази Гиззате? Что в центре Казани в его честь названа улица. Что слова к песне Сайдашева «Адриатическое море» написаны его другом Тази Гиззатом, так же как и пьеса «Наемщик» и «Бишбуляк». Они были прекрасными друзьями. А их дружба являла собой замечательный творческий тандем.

Путь обоих в искусство пришелся на годы Гражданской войны. На нее ушел сын безземельного крестьянина из Агрызского района, а после рабочий Ижевского военного завода. Так же как и Салих Сайдашев, Тази Гиззат в 1920 году попал в Самару, где он в солдатской шинели пришел в театральную студию. Ее руководителем был Карим Тинчурин, впоследствии автор многих пьес для татарского театра в Казани и один из его основателей. Вскоре они приедут в Казань. Тази Гиззат станет актером в театре. А его друзья Карим Тинчурин и Салих Сайдашев - режиссером и музыкальным руководителем. В театре часто бывает молодой писатель Хади Такташ. Они с Гиззатом увлечены старшим суфлером театра Маликой Заляловой. Счастливым обладателем ее руки и сердца стал Гиззат.

КСТАТИ

Когда они с Сайдашевым лежали в одной палате в больнице, Тази Гиззат попросил перед смертью, чтобы его похоронили рядом с могилой философа и просветителя Марджани. Его просьбу выполнили. Их могилы рядом. Там же и могила Сайдашева. Совпадение или знак свыше? 7 апреля 2005 года его сыну Казбеку вручили диплом и премию Академии наук РТ имени Марджани.

В театре готовится бенефис в честь всеми уважаемого суфлера Малики. Нужен спектакль, но какой? Такой, чтобы понравился публике, а что ей нравится, актер Тази Гиззат уже знает. Он решает написать пьесу сам. Чего не сделаешь для любимой жены! С пьесы «Искры» начнется Гиззат-драматург.

- Дома всегда была театральная атмосфера, - вспоминает Казбек Тазиевич. – Мы театром жили. Все время что-то репетировали, проигрывали друг другу и читали вслух новые пьесы. Театр был домом, а дом - продолжением театра. В такой творческой атмосфере дети тоже растут творцами и начинают принимать в жизни родителей живейшее участие. Как, например, мой старший брат Узбек.

Он убит подо Ржевом

Этот очень талантливый юноша написал пьесу еще будучи учеником школы N011. Сам ее поставил, сам в ней играл. А еще любил сочинять стихи-баиты. На самодеятельной сцене в школе увлекался клоунскими репризами. Однажды Узбек смастерил гирю из ваты, покрасил ее в черный цвет и изображал, как тяжело ему, клоуну, ее поднимать. А под конец запустил гирю в зал под визг и смех зрителей. Мастерски сумел сыграть роль силача! Был всплеск аплодисментов.

В школе Узбек, прочитав книгу Гайдара, стал организатором тимуровского движения. А в 16 лет, услышав по радио о начале войны с Финляндией, пришел добровольцем в военкомат. Но его направили не на фронт, а на учебу в пехотное училище. Пока Узбек учился, война с финнами закончилась, а пехотное училище было преобразовано в танковое. Великая Отечественная война застала его курсантом.

Узбек живет сводками с фронта. В 1942 году заканчивает училище. Ему всего 18, но он уже командир танка. Отправляясь на фронт, вспоминает Казбек Тазиевич, Узбек заехал на ночь домой и признался ему, что влюбился в девушку. На вопрос «Кто же она?» он дал свой альбом с вырезками из газет. Все они были с портретами Зои Космодемьянской…

Погиб старший брат в боях под легендарным Ржевом, навек оставшись восемнадцатилетним.

Играл Рубин в «Рубине»?

На фото рядом - младший сын Гиззата, Рубин. К сожалению, его уже тоже нет в живых.

- Рубин, кажется, никогда не выпускал из рук паяльника. Радиотехникой увлекся рано, так же как и футболом, - с гордостью за брата рассказывает Казбек Тазиевич. - Был вратарем юношеской сборной ТАССР по футболу. Окончил школу N019, потом КХТИ - только что открывшийся факультет приборостроения. В 60-е годы Рубин пришел в новое СКБ ТП, впоследствии ЦПКБ «Теплоприбор».

У ЦПКБ в то время была своя мощная производственная база, выполняло оно не только мирные задачи, но работало на космос и оборону. Командировки в Северо-двинск на базу подводных лодок были у молодых инженеров привычным делом. Рубин Гиззатов за одну из своих разработок в области электроники получил медаль ВДНХ. Коллектив в КБ был молодой, средний возраст 30 лет. Но жили не только работой. Устраивали новогодние «огоньки», спортивные состязания, выпускали стенгазеты, участвовали в самодеятельности. Рубин во всем принимал самое активное участие. Доставшийся ему от отца творческий дар он реализует в стенгазете, которую от и до пишет сам. Вот она, выпущенная под Новый год, вся в его собственных стихах, сверкает лампочками как новогодняя гирлянда, которые он же сам и паял! То Рубин хромает после футбольного матча… то участвует в шуточной сценке на «огоньке», где изображает вместе с другом известных артистов. Авдотья Никитична и Вероника Маврикиевна были в те годы первыми русскими бабками. Рубин под хохот зала с успехом изображал Авдотью Никитичну. Да и дома или на работе нет-нет да и разыграет новичка по телефону.

К сожалению, он рано ушел из жизни, как уходит сейчас большинство российских мужчин, едва дотянув до пенсии.

Главный по эстетике

В 1941-м Казбеку исполнилось шестнадцать. Летом, как все подростки, он успел поработать в колхозе, а осенью и зимой участвовал в рытье противотанковых эскарпов на правом берегу Волги. На мой вопрос «Что такое «эскарп?» Казбек Тазиевич отвечает, что это ямы шириной 7 и глубиной 3 метра, которые не может проскочить танк. Потом была учеба в артучилище. С 1944 года Казбек воюет на Юго-Западном фронте в ПВО до самого конца войны. И как кадровый офицер Советской армии Казбек носил погоны еще 12 лет! В 1951 году его, приехавшего в Казань в отпуск, знакомят с девушкой Фирдаус. Отпраздновав свадьбу, к месту расположения военной части на Сахалин он едет уже с молодой женой.

- Медовый месяц провели под стук колес. Потом на пароме переправились в трюме через Татарский пролив, - вспоминает Казбек Тазиевич.

- Два месяца, которые я провел у постели больного отца, словно перевернули меня, - заявляет Казбек Тазиевич. - Собирался поступать после отставки в КХТИ – за годы войны приобщился к технике. Но долгие беседы с отцом о жизни и литературе сыграли свою роль. Я вдруг открыл в себе большой запас жизненных впечатлений, которые могли бы стать пьесами, рассказами.

Похоронив отца, Казбек подает документы в приемную комиссию КГУ на отделение татарского языка и литературы. Первая пьеса «Попутчики», которую он написал, была поставлена на сцене Мензелинского театра. А дальше была жизнь с ее трудностями и радостями, разделенными с любимой женой. Подрастали и начинали радовать своими первыми успехами две дочки. Казбек поступает в аспирантуру на кафедру философии, возглавляет в 60-е годы отдел философии в журнале «Коммунист Татарии». Параллельно защита диссертации, членство в Союзе журналистов, защита кандидатской по философии. Композитор Назиб Жиганов пригласит его возглавить кафедру в консерватории. В последнее время Казбек Тазиевич руководил кафедрой философии в университете культуры, кроме философии, преподавая еще эстетику. Ныне он член двух диссертационных советов. Выступает в качестве официального оппонента и в других казанских вузах.

Распад Советского Союза мой герой воспринял как личную трагедию. Членство в партии не прекратил, хотя тогда многие бросали свои партбилеты. Доктор наук, профессор философии, он продолжает работать. Казбек Тазиевич написал и издал два 2-томных учебника по эстетике и философии на татарском языке.

57 лет вместе

- Моя жена сирота. Ее родители умерли рано, Фирдаус Гиниятовна высшего образования не получила, - рассказывает Казбек Тазиевич. Она прирожденный медик. У жены в крови кого-то выхаживать, помогать, лечить. 30 лет проработала в ДРКБ, начинала еще в детской клинике на Толстого. Она никогда не отсылала назад, в деревню, приехавшую из района без направления мать с больным ребенком. Разве до бумаг, когда ребенок серьезно болен или у него приступ аппендицита. Как ей аплодировали, когда при всем коллективе вручали знак «Отличник здравоохранения»!.. Но всего дороже и приятнее, когда бывшую сестру милосердия окликают на улице ее бывшие пациенты: «Фирдаус Гиниятовна, вы помните меня?»

Чтобы помнили

Казбек издал об отце 19 книг, опубликовал около 300 научных работ. В 2000 году вышла большая иллюстрированная книга о Тази Гиззате. В следующем году в печати выйдет об отце большой фотоальбом. В нем 100 фотографий и 300 страниц. Чтобы люди помнили, как раньше гремел татарский театр, как зрители плакали над героями пьес Гиззата. А недавно не без стараний Казбека Тазиевича открыт памятник Тази Гиззату на его родине в Агрызе. На открытии произнес речь президент Шаймиев. За сохранение памяти об отце сын искренне благодарен правительству РТ и администрации Агрызского района. Судьбы сыновей двух знаменитых друзей - Салиха Сайдашева и Тази Гиззата - показались мне похожими. У обоих друзей любимые и любящие жены и прекрасные дети. Дочери Гиззата получили отличное образование. Они нашли свое место в жизни без папиной влиятельной руки, помогая теперь во всем своим дорогим старикам. Внучки драматурга тоже немалого достигли. Прав классик: все счастливые семьи похожи друг на друга.

Вместе дружная семья

С внучками и правнуками Тази Гиззата мы встретились в минувшую субботу. За большим семейным столом собрались Гузель и Гульназ, племянница Гульнар с сыновьями Тимуром и Маратом, три зятя. Два Рустема и Ильнур. Старшая, Гузель Казбековна, стройная, как все Гиззаты, заведует кафедрой иностранных языков в сельхозакадемии, кандидат филологических наук, специалист по английскому языку. Была на стажировке в США и Англии, участвует в программе по обмену специалистами и аспирантами. Работает над докторской диссертацией. Не раз ездила за границу в качестве переводчицы с различными делегациями. Ее муж Рустем - специалист в области зубного протезирования.

Младшая дочь Казбека Тазиевича Гульназ на четыре года моложе сестры. Преподает философию в КГУ, доцент, ученый секретарь диссертационного совета. Ее муж Ильнур - менеджер строительной компании. Дочь Динара окончила школу №18, институт и тоже пробивается в жизни самостоятельно.

- Главные традиции вашей семьи?

- Всего добиваться самим, не надеясь на связи и знакомства. Так было у наших родителей. К этому они приучили и нас с сестрой. Вторая традиция - гостеприимство. Мы очень любим гостей. Это уже от мамы - без чая она никогда никого не отпустит. Семья для всех Гиззатов - главное.

Знаете ли вы, что...

...песня «Адриатическое море» была написана к пьесе Тази Гиззата «Настоящая любовь»? Это произведение о войне, любви на войне и взаимовыручке…

...в СССР в 1938 году ввели орден «Знак почета» для деятелей культуры и искусства. В 1940 году Тази Гиззат получил его первым из татарских писателей…

...первая пьеса о войне «Тоймасов» была написана Гиззатом и поставлена в Татарском театре в 1941 году. Прообразом героя-добровольца Марата станет его сын Узбек...

...в этом году исполнится 80 лет знаменитому, одному из лучших спектаклей Татарского академического театра «Наемщик»…

…мир тесен. На стене их портреты рядом. Знаменитый Рашит Вагапов и его жена Зулейха в костюме одной из своих героинь в театре оперы и балета. Зулейха – двоюродная сестра Казбека Тазиевича…

…Саина Ахмерова, недавно ушедшая из жизни, автор книги «Салих Сайдашев. Детство и юность композитора», так пишет о татарской интеллигенции начала прошлого века: «Это были люди, вышедшие из народа, из патриархального уклада жизни татар. Со всем свойственным этому укладу набором бытовых и нравственных ценностей. Это были люди без специального образования, нередко самоучки. Но они одержимо служили идее просвещения, идее культурного роста нации, росту национального сознания. Именно это составляло основу их духовности, основу их творчества…»

news_right_column_240_400
news_bot_970_100