Бережно отношение к флоре и фауне с минимальным вмешательством – такой стратегии будут придерживаться при благоустройстве будущего парка у реки Нокса в Советском районе Казани. Строительство запланировано в несколько этапов. В этом году планируется приступить к работам на территории от ЖК «Лето» до школы №184. Дорожки нового объекта будут выполнены из эко-материалов.
Произрастающие в прибрежной зоне деревья сохранят и приумножат, в архитектурном бюро обещают пополнить флору за счет плодовых деревьев: яблонь, вишни и рябины. Корреспондент «КВ» узнал, как в целом учитываются риски для природы при строительстве новых объектов в местах обитания животных и птиц.
Человек – наблюдатель
О необходимости парка в Советской районе города заговорили после активной застройки вдоль реки Нокса. В начале этой недели планы стали более осязаемые, исполком анонсировал появление нового объекта уже официально. Так, в этом году начнется первый этап благоустройства – на территории от ЖК «Лето» до школы №184.
Как сообщили «КВ» в архитектурном бюро Platforma, при проектировании объекта учитывались интересы как отдыхающих, так и животных, птиц и природы в целом.
«Сейчас общий тренд на сохранение природы. В целом, мы уже проектируем парки с эко-подходом, – говорит руководитель бюро Рузаль Фархуллин. – Например, по парку у Ноксы: там минимум бетона и брусчатки – только на входной группе, учитываются естественные подтопления территории, а ландшафт не меняется».
По его словам, человек в этом случае является «только лишь наблюдателем». Потому в проект закладываются особенные решения.
«Дорожки из лиственницы, которая устойчива к влаге, а также эко-навигация, рассказывающая о территории и о животном и растительном мире. Это бережное отношение к деревьям и приумножение их. А в случае с Ноксой еще и добавление цветущих плодовых деревьев: яблок, вишен, рябин», – пояснил Фархуллин.
Наименьшее вмешательство
Принцип наименьшего вмешательства применяется в Татарстане уже не в первый раз. Так, в некоторых поселениях республики реки делят пространство на две части. Например, в Балтасях, Апастово, Тюлячах. Зачастую эти места — территория выгула домашнего скота.
«В процессе благоустройства мы выбираем такие решения, с помощью которых жителям будет легче переводить скот через реку. Например, деревянный мост в Балтасях делит выход на две части: одна из них как раз ведет к зоне выгула скота. Если мы понимаем, что в зоне пасутся животные, мы не используем виды озеленения, которые могут быть ядовитыми или, например, влиять на состав молока», – рассказывает руководитель Департамента архитектурных проектов Фонда «Институт развития городов РТ» Наиля Зиннатуллина.
Особенности ландшафта и наличие представителей флоры и фауны учитывается при проектировании объектов.
«В Зеленодольском районе продолжаем работать над территорией в Васильево. С нее открывается вид на одну из самых больших колоний серой цапли в Европе. Но предупреждаем: людям туда пробраться нельзя, цапли — очень пугливые животные», – отмечает Зиннатуллина.
Еще один пример – вторая очередь благоустройства Чайковых озер на территории городской больницы №7. В ходе совместной работы с доктором биологических наук Нафисой Мингазовой выяснилось, что территория на озере не должна быть доступна для людей в период гнездования чаек. Поэтому проект разработан с этим условием.
К сохранению экосистемы присоединяются жители
В случае Лебяжьих озер к сохранению экосистемы присоединились местные жители. После реализации проекта волонтеры под руководством доцента, кандидата технических наук Сергея Мухачева высаживали на территории краснокнижные ирисы. При проектировании объекта учитывается даже антропогенная нагрузка.
«Мы разработали приемы, который используем сейчас в случае всех природных территорий. Они заключаются в предпроектном исследовании (анализ архивных данных), а также регулировании антропогенной нагрузки за счет направления посетителей уже по вытоптанным тропам и создания для них системы понятной и удобной навигации, которая будет вести их по понятным маршрутам», – говорит Наиля Зиннатуллина.
Так, на дорожках предусматривается деревянный настил, который в будущем позволяет вытоптанному грунту переработаться, чтобы в нем появилась биологическая ценность и он смог стать средой обитания мелких животных, растений, дождевых червей, насекомых. Таким образом, экосистема со временем восстанавливается.
«Если на территории есть краснокнижные растения или животные, мы всегда стараемся работать над эко-просвещением, чтобы посетители понимали ценность территории, меняли свое отношение к природным местам, делились знаниями друг с другом. Например, создаем эко-навигацию, как в Горкинско-Ометьевском лесу», – резюмировала она.