Державинские страсти: казанские писатели ищут управу на графоманов

Жаркой полемикой обернулось обсуждение работ соискателей Республиканской литературной премии имени Г.Р. Державина. Претензии русской секции Союза писателей Татарстана были к выдвижению, отбору финалистов и их соответствии званию «литератор».

news_top_970_100

Восемь претендентов на одну медаль

14 июля в городе Лаишево объявят имя обладателя Республиканской литературной премия имени Г.Р. Державина. Церемония награждения пройдет в день 280-летия со дня рождения русского поэта эпохи Просвещения на его малой родине. У памятника Гавриила Романовича объявят имя одного из восьми финалистов - обладателя медали и премии в 200 тыс. рублей.

 Державинская премия, она же Республиканская литературная премия имени Г. Р. Державина в области литературы и юриспруденции. Учреждена Союзом писателей Республики Татарстан совместно с администрацией Лаишевского района в 2000 году. В 2016 году указом президента Республики Татарстан Р. Н. Минниханова приобрела республиканский статус.

На самом деле имя лауреата уже известно, в конце прошлой недели вопрос решился на заседании комитета по данной премии, которое прошло в кабмине РТ, но интрига сохранится до пятницы. Напомним, что премия присуждается ежегодно, но поочередно - по литературе и юриспруденции.

В 2022 году премия вручалась в сфере правовой науки, в нынешнем - настал черед искусства слова. Именно – искусства. О том, что именно оно должно выходить на первый план, и зашел разговор 6 июля в Культурном центре имени А.С. Пушкина на обсуждении работ соискателей. Всего было восемь заявок, представленных различными общественными организациями: семь – из Татарстана, одна – из Чувашии.

На лауреатство, как уже сообщали «КВ» претендуют: Ринат Архипов (Ринат Маннан) - сборник «От Державина до…»; Наиля Ахунова - книги стихов и прозы «Поздние яблоки» и «Цветы дождя», литературный сборник «Из Казани с любовью»; Айрат Бик-Булатов - книга «Очерки истории казанской журналистики (1758-1918). Выпуск 2.»; Галина Булатова - поэтический сборник «Сильнее меня: стихотворения, поэтические переводы»: Евгений Турхан - художественный перевод на чувашский язык избранных сочинений Г.Р.Державина «Памятник» - «Палӑк»; Эдуард Учаров - книга «Каменев идет умирать…»; Вера Хамидуллина - поэтический сборник «Риски памяти»; Евгения Черкунова - сборник «Эко-сказки».

Айрат Бик-Булатов надеется на то, что оценят его книгу «Очерки истории казанской

журналистики (1758-1918). Правда, монументальный труд в 978 страниц вряд ли можно отнести к прозаическому произведению. 

Фото: © Дмитрий Сивков

Большинство из них лично представили свои произведения и себя на обсуждении, кто-то доверил это друзьям, кто-то выходил на видеосвязь.

Содержание или форма

С приветственным словом к собравшимся обратилась первый заместитель министра культуры РТ Юлия Адгамова:

- Мы стремимся к тому, чтобы еще лучше популяризировать творчество наших писателей и раскрывать в литературе таланты наших земляков. Так, благодаря поддержке Раиса РТ Рустама Нургалиевича Минниханова, размер премии существенно увеличился. А мы всегда рады вашим пожеланиям и отзывам, чтобы делать важные проекты лучше, - сказала она.

После этих слов замминистра покинула собрание, сославшись на большую занятость. Но, если бы осталась, то смогла бы лично услышать отзывы и пожелания. Вот только рады им не были, по крайней мере, некоторые соискатели, ведь камни отчасти летели и в их огород.

Поначалу ничто не предвещало такого оборота событий. Номинанты, в различной манере, зависящей и от склада характера и опыта публичных выступлений, заявляли о себе и своих работах. Официальным языком эту часть можно было бы назвать так: «Рассказ о своем творческом пути, о выборе литературного жанра и событиях, повлиявших на процесс писательства».

По большому счету, все сводилось к самопрезентации и посвящению в содержание произведений, проще говоря, про что они, а не к форме – средствам выразительности. Хотя при заявленном формате мероприятия - обсуждении работ, следовало ожидать большего внимания именно к форме. Ведь именно она и должна отличать «особо значимые произведения», за которые, согласно положению, и присуждается Державинская премия.

А так, стороннему наблюдателю ситуация напоминала ту, когда трудовой книжкой пытаются подменять собрание сочинений.

Впрочем, пребыли все в благостном настроении до поры до времени. А именно до того, пока слово ни взял Алексей Остудин. Его слова шли в разрез с тем, что говорились прежде: и по эмоциональности, и с тем, что «много достойных кандидатов, подрастает смена…».

Писателей надо уважать

Лауреат данной премии за 2018 год сразу же акцентировал внимание на качестве текстов, оказавшихся в заявке.

- Сейчас на премию могут выдвигать, едва ли не все, кто захотят. А кто в этом случае судит о качестве текстов? Раньше было три-четыре кандидата, и они более-менее имели отношение к литературе. А сейчас послушал – половина… Ребята, с этим надо что-то делать!

Алексей Остудин (слева) судит соискателей на Державинскую премию строго, но справедливо с точки зрения литературного критика. В 1993 году он окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте (семинар критики Владимира Гусева).

Фото: © Дмитрий Сивков

Поэт говорил на нерве, порывисто, видно было, что это больная тема и не только для него, но и сотоварищей по русской секции Союза писателей Татарстана. Прозвучало предложение разработать критерии для попадания в заявку, создать экспертный совет из литераторов.

- Пусть они решают, что плохо, что хорошо. Половина только учится писать, а уже ходят в номинантах на премию, а она дается за владение художественным словом, - продолжал резать правду-матку литератор.

Следует отметить, что действительно, выдвижение работ на соискание премии производится исполнительными органами государственной власти РТ, организациями - научными и общественными, высшего образования, театрами, музеями, библиотеками, культурно-досуговыми организациями, органами местного самоуправления.

Показалось, что такой напор выступающего смутил даже тех, кто внутренне был с ним согласен.

Слово пришлось взять Айрату Файзрахманову, начальнику отдела взаимодействия c общественными организациями Министерства культуры РТ:

- Прозвучал вопрос и предложение. У вас, как у члена Союза писателей есть возможность подать предложение по поводу внесения изменений в положение о премии. Мы готовы рассмотреть эти предложения. Что касается критерием то они определены. Одно их них - некое общественное признание, публикаций в СМИ рецензий профессиональных писателей…

Айрат Файзрахманов, начальник отдела взаимодействия c общественными организациями Министерства культуры РТ допускает, что положение о конкурсе требует трансформации, и этому как раз и должны способствовать такие публичные обсуждения. 

Фото: © Дмитрий Сивков

Он так же напомнил, что премия государственная, учреждена постановлением Правительства Республики, и потому участие органов госвласти первично. К тому же, среди челнов комитета есть председатель союза писателей РТ и другие авторитетные люди в области литературы.

- Я согласен с тем, что раз государственная премия, то подпись под решением о ее присуждении должна быть соответствующая, решение должно выносится коллегиально. Но на начальном этапе отбор должен быть за реальными экспертами, - не сдавал позиций Алексей Остудин.

- Ваше предложение действительно интересное. Его надо рассмотреть, взвешенно обсудить. Ваши слова лишь подтверждают то, что положение о конкурсе требует трансформации. Этому как раз и должны способствовать такие публичные обсуждения, как сегодняшнее, - признал глава пресс-службы Минкульта.

Стоит отметить, что слова Алексея Остудина задели отдельных номинантов за живое, и это внесло в обсуждение элемент дискуссии. Все это несомненно пошло только на пользу дела, иначе не рядовое, по сути, событие могло обернуться дежурным собранием.   

После завершения мероприятия довелось пообщаться с возмутителем спокойствия более предметно.

- Жестко вы с некоторыми собратьями-писателями обошлись.

- Все по делу. Писатель это человек, который занимается литературой вплотную, говорит что-то свое. Не просто так: посидел где-то на работе, потом домой пришел и построчил чего-то там под настроение. Литература – это судьба. Писатель сидит где-то у себя на кухне в хрущевке и пишет роман, не зная опубликуют его когда-нибудь или нет. Писателей надо уважать, а чтобы их уважали, их надо отделять от графоманов. Графоманы – это любители.

Вернуться к прозрачности

- Вы говорили достаточно эмоционально и не особо стесняясь в выражениях. Что побудило к этому?

- Достала эпоха непрофессионализма. Мы успели столько растранжирить и растерять в 90-е годы, когда они были у власти, и этот непрофессионализм просочился и в другие сферы, в том числе и в культуру.

Всему виной затянувшийся период постмодернизма. Данный период должен быть небольшим зазором между двумя культурными пластами - обычно это занимает 5-10 лет, но в России он длился куда дольше: с конца 1985-го до 24 февраля прошлого года.

Кстати, постмодернизм - широкое понятие, и касается не только культурной жизни, но и социальной. Откуда эти голубые и радужные знамена появились? Рухнули и духовные, и религиозные основы, и всему виной именно затянувшийся постмодернизм. Вместо того, чтобы освободится от всего лишнего, что было в предыдущей эпохе, и идти дальше созидать, мы продолжали разваливаться…

- В вас чувствуется не только литературный критик…

- Литература не должна быть оторвана от жизни. А что касается литературной критики, то вместо нее сейчас пришла эссеистика, а это вкусовщина на уровне «нравится/не нравится». А почему? Человек объяснить не может, а если себе объяснить не может, то и другим, естественно, тоже. И критик должен и сам выглядеть что-то стоящее, и дать это как ориентир читателю.

- Кто, по вашему мнению, должен войти в экспертный совет премии имени Державина?

- Писатели с именем, а не старшие библиотекари и чиновники. Чиновник, может, последнюю книгу еще в вузе прочитал. Да у него есть дар руководителя, вот пусть и руководит, мы же не лезем к нему с советами, как это делать. Не выдвигаем его дальше куда-то на награды или вверх по карьерной лестнице. А он, получается, в писательской среде это может себе позволить.

- В сущности, в том, что список тех, кто может выдвигать кандидатов на соискание премии широк, нет ничего страшного. Пусть выдвигают. Экспертный совет на стадии лонг- и шорт-листа просто должен отфильтровывать слабые тексты.

- Так прежде русская секция (Союза писателей РТ – ред.) и была тем самым фильтром, она сначала рассматривала заявки. Да, пусть и тогда графоманов хватало, но было и кем, и с чем работать.  Потом уже мы выносили свои предложения на правление заседания Союза писателей Татарстана. Все было более-менее прозрачно. Думаем, стоит вернуться к этой практике.

В качестве P.S.

В конце стоит лишь заметить, что среди соискателей не оказалось молодежи. Печально на самом деле. Особенно для премии, носящей имя Гавриила Романовича Державина. Многие, конечно, помнят строки из «Евгения Онегина»:

    Успех нас первый окрылил;

    Старик Державин нас заметил

    И в гроб сходя, благословил.

В этих строках Пушкин вспоминает о знаковом для юного поэта событии - встречи с корифеем русской поэзии. Творение будущего «солнца русской поэзии» взволновало тогда старика до слез, о чем вспоминал Иван Пущин: «Державин державным своим благословением увенчал юного нашего поэта… Когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах бросился целовать и осенил кудрявую его голову, мы все, под каким-то неведомым влиянием, благоговейно молчали».

Было бы логично, если бы некие знаки одобрения получала и нынешняя литературная молодежь. Несомненно, достойная этого. Перефразируя другого великого русского поэта – Николая Некрасова, можно сказать: «Державиным ты можешь и не быть, не графоманом быть обязан».

news_right_column_240_400
news_bot_970_100