Детство с привкусом блокадного хлеба

Короткое детство Гадании Гарифулловны Гатиной пришлось на годы войны. Трудно и больно описывать словами жизнь людей в блокадном Ленинграде. Но я твердо знаю (все 900 дней блокады и мои тоже), что все жившие в нем тогда, особенно матери, сумевшие в невероятных условиях сохранить жизнь своих детей, и те, кто держал оборону на переднем крае, - все они завоевали право на бессмертие.

news_top_970_100
Безгласным было горе зимы 1941 - 1942 годов. Всего 125 гр. хлеба на день - довесок к той беде, которая обрушилась на всех живших тогда в Ленинграде.Маленькая Гадания все 900 дней блокадного периода жила в осажденном городе. Кровавое небо над головой, свист авиабомб, голод, холод, страх от взрывов и сирены воздушной тревоги, не покидавший даже во сне, - вот так проходило ее детство.Держась за мамин подол (в семье четверо детей), она ходила на набережную реки Невы за водой. Водопровод в домах города в то время не работал, приносили домой водичку в бидонах, чайниках. За хлебом тоже ходили вместе, делили его поровну, чтобы никого не обидеть, крошки со стола собирали по очереди. В доме все, что могло гореть, сожгли в небольшой металлической печке-буржуйке. Отец (инвалид) брал детей с собой в госпиталь, где работал истопником. Ребятишки чем могли помогали раненым солдатам. За эту малую помощь детям давали картофельные очистки. Мама из них варила жиденький суп, который съедался с удовольствием.И вот наступил долгожданный день победы - 9 мая 1945 года! Сколько радости со слезами на глазах у всех оставшихся в живых! Сколько надежды на то, что можно будет есть хлеб досыта!!!
Постепенно налаживается мирная жизнь, уходят из раненых сердец ужасы войны. Дети взрослеют. Гаданию определяют на учебу в переростковую школу (в такой школе вместе учились дети разного возраста). Закончив 7 классов, она поступает работать на завод имени К.Маркса, откуда ее направляют на курсы операторов перфорации. Чуть позже  заканчивает курсы программистов и работает в вычислительном центре. И вот она уже замужняя женщина. В 1966 году муж Гадании Гарифулловны заканчивает военно-медицинскую академию в Ленинграде и получает направление на работу на Сахалин. Вся семья выезжает к месту его службы. Там Гадания становится начальником продовольственной и вещевой службы в гарнизоне, затем заканчивает курсы поваров.В Казань семья приезжает в 1985 году после демобилизации главы семейства. Перед выходом на пенсию Гадания Гарифулловна работает на заводе «Теплоконтроль», откуда и уходит на заслуженный отдых. Сын ее остался в Ленинграде. Успешно закончил школу, затем вуз, отслужил в армии. Сейчас работает.В 1994 году Гаданию Гарифулловну избирают председателем общественной организации «Жители блокадного Ленинграда - ветераны ВОВ» по Приволжскому району Казани. Ее послужной список как общественницы 17 лет.За годы работы под ее руководством многое было сделано для сплочения, общения, поддержки морального состояния уже немолодых людей. Организовывались праздники, поездки, решались проблемы, находились спонсоры для проведения мероприятий, выпускались памятные альбомы с автобиографиями ветеранов, оказывалась всевозможная помощь больным, одиноким блокадникам.
И вместе с тем блокадники Приволжского района помогали республиканскому дому ребенка на ул. Фучика: были собраны средства на покупку детских зимних комбинезонов. Кроме этого, нашей организацией собраны деньги на памятник детям, погибшим при эвакуации из Ленинграда. Тогда поезд, увозивший детей, попал под бомбежку. На месте их гибели теперь установлен памятник. По инициативе городской общественной организации ветеранов были собраны деньги для возведения памятника в Ленинграде детям блокадного города.В течение последних двух лет Гадания Гарифулловна не является председателем нашей организации, но она по-прежнему активна, энергична. Это человек с распахнутой настежь душой, неутомимый борец за справедливость, всегда готовый прийти на помощь. 70 лет прошло со дня окончательного снятия блокады Ленинграда. Это юбилей для тех, кого тогда спасли наши мамы. А те, кто захоронен в братских могилах Пискаревского кладбища, могли бы сегодня спросить у нас, выживших тогда: «Вы стоите этой жизни?» Да, родные земляки, стоим! И цена за спасенную жизнь - наша порядочность, добро и милосердие.

news_right_column_240_400