Для маломобильных казанцев «Доступная среда» по-прежнему доступна не всюду

Накануне декады инвалидов «КВ» вышли на улицы Казани вместе со слабовидящим Марселем Гайфуллиным и незрячей Екатериной Красновой, чтобы выяснить, как оценивают целевую программу «Доступная среда» маломобильные граждане города.

news_top_970_100

По родным местам

Сначала направляемся в культурно-спортивный реабилитационный комплекс, где находится Всероссийское общество слепых. Первое, что сразу бросается здесь в глаза, - отсутствие тактильной плитки. А для того чтобы инвалиды как-то ориентировались, лестница, ведущая в здание, выкрашена в ярко-желтый цвет, предупреждающий об опасности.

- Все, что вы видите, сделано силами участников Общества слепых. К сожалению, это здание не подпадает под программу «Доступная среда» и не является государственным предприятием. Поэтому нам приходится самим создавать здесь для себя благоприятные условия, - поясняет Марсель Гайфуллин.

Внутри помещения у стен размещены продуктовые палатки, в центре - ковровая дорожка, выполняющая функцию ориентира  центральной лестницы.

Теперь направляемся на предприятие, где работают незрячие. Здесь, на проспекте Серова, 9, ежедневно трудятся маломобильные люди - делают картонные коробки, скручивают бахилы, занимаются другой ручной работой.

- Это здание тоже не входит в госпрограмму «Доступная среда». Тоже на свои средства Общество слепых оборудовало вход тактильной плиткой, -  продолжает Марсель.

Рядом два дома, где незрячие живут. Что мы здесь видим? Если у дома №3 по пр. Серова асфальт ровный, то около дома №5 множество ям и трещин.

- У этих домов разные управляющие компании. Одна делает свою работу хорошо, а другая сами видите как, - объясняет Гайфуллин.

Тактильной плитки нет, но зато вдоль домов протянуты поручни, держась за которые, Екатерина Краснова спокойно дошла до подъезда.

В подъезде

- Подниматься легко, я даже чувствую предупреждающий знак, - комментирует Екатерина, уверенно шагая по лестнице.

В лифте она демонстрирует, как незрячие определяют нужную кнопку этажа:

- Это шрифт Брайля. Благодаря выемкам я выбираю нужный этаж. Тут все понятно: 5, 7, 9,  - показывает она.

Все предусмотрено для незрячих людей и в Республиканской специальной библиотеке для слепых, куда мы отправились дальше.

- В этой библиотеке я работаю тифлопедагогом. Здесь все сделано добросовестно: и пандус хороший, и подход облагорожен, даже тактильная плитка выложена качественно, - комментирует Марсель.

Как добраться до вокзала?

По желанию моих спутников мы отправляемся на железнодорожный вокзал «Казань-1». Добраться до него хотели было на общественном транспорте, но столкнулись с проблемой - оказывается, с голосовым оповещением остановок по Казани ходит всего пара автобусов.

- В городе есть одна большая, до сих пор не решенная проблема. Если метро становится для нас все доступнее, то наземный транспорт - по-прежнему трудность. Без посторонней помощи мы не можем определить номер маршрута. А автобусов, которые называют направление движения, слишком мало. Поэтому приходится порой подолгу стоять на остановке и просить о помощи неравнодушных пассажиров, - сообщает Екатерина.

Нам приходится вызывать такси.

Вокзальный лабиринт

Мы вышли из машины, на остановке Екатерина растерялась:

- И куда теперь идти? Тут же совсем нет тактильной плитки, которая привела бы меня к входу в вокзал.

Если бы не помощь Марселя, Кате пришлось бы обращаться к прохожим. Направляющую плитку найти все-таки удалось. Но через несколько шагов перед Екатериной возникло новое препятствие - фонарь, очень близко стоящий к тактильной дорожке. Пройти мимо него без травмы для незрячего человека просто невозможно. А когда мы дошли до центрального входа в вокзал, мои спутники продолжили движение вперед, поскольку тактильная дорожка не поворачивала.

- Я и не поняла, что нужно поворачивать: дорожка ведет меня прямо, - удивилась Катя.

На вокзале было многолюдно. Марсель и Катя заметно растерялись: внутри помещения не было никаких направляющих знаков для незрячих. А если бы у них был с собой багаж? Направляемся к сотрудникам полиции.

- В этом случае нужно обратиться за помощью к дежурному по вокзалу, который проводит таких пассажиров до вагона, - объясняет сержант.

Однако дежурного по вокзалу на месте не оказалось. Мы стойко прождали его 20 минут, но он так и не появился. А если бы мои новые знакомые действительно спешили на поезд?.. 

К счастью, перрон благоустроен лучше вокзала: тут есть тактильная дорожка. Но она тоже никуда не поворачивает, поэтому к привокзальной территории мы пошли на громкие голоса таксистов, зазывавших клиентов.

Автомат преткновения

Заходим в транспортно-пересадочный терминал, движемся по направляющей и... врезаемся в кофейный автомат.

- С этой ситуацией мы уже сталкивались и разговаривали с начальством вокзала. Но, как убедились, проблема не устранена, - вздыхает Марсель.

Напряженная прогулка наших новых друзей утомила, им захотелось отдохнуть. По схеме вокзала ищем зал ожидания.

- Здесь есть шрифт Брайля, - радуется Екатерина. - Читается легко: кассы дальнего следования, автобусные кассы, справочная... Правда, трудно определить, где что находится. Наверное, если долго разбираться, понять все-таки можно.

Зал ожидания находим на втором этаже. Поднявшись на эскалаторе, Марсель и Катя столкнулись с очередной трудностью: при сходе с него тактильной плитки нет. Екатерина остановилась, не зная, в какую сторону двигаться, ей на помощь снова пришел Марсель.

-  С этой проблемой около года назад я тоже обращался к начальнику вокзала, просил устранить недоделку. Мне пообещали в скором времени все уладить, - вспомнил Марсель.

КОММЕНТАРИИ

За ответом на вопрос, почему на столь востребованном для каждого человека маршруте мы столкнулись с рядом проблем, обращаемся к ведущему советнику отдела по работе с инвалидами Минтруда, занятости и соцзащиты РТ Гузели Шиверских.

- Маршрут, пройденный вами, охватил только один объект по программе «Доступная среда» 2011 года - дом №3 на проспекте Серова для компактного проживания инвалидов по зрению, где в ходе проведенных адаптационных работ сделаны все элементы доступности, они находятся в хорошем состоянии, - сообщила специалист.

Председатель комиссии Общества слепых Владимир Федорин:

- Ваш маршрут охватывает два объекта, имущество которых принадлежит двум организациям Всероссийского общества слепых. Подобные объекты не подпадают под программу «Доступная среда». Действительно, в меру возможности наша организация занимается доступностью за счет собственных средств, которые сегодня крайне ограниченны.

Железнодорожный вокзал «Казань-1» как объект также не попал в «Доступную среду». Действительно, с точки зрения доступности там много недостатков. С просьбой об их устранении мы неоднократно обращались в соответствующие органы, но большинство не исправлено, хотя нас заверяли в их устранении. На вашем маршруте оказался один объект, попавший в программу «Доступная среда» (пр. Серова, 3), где вы убедились, что работы сделаны на хорошем уровне. Все объекты, вошедшие в республиканскую программу, оборудуются на достаточно высоком уровне. А выявляемые нашими инвалидами по зрению недостатки оперативно устраняются. Благоустройство придомовой территории проводится по программе благоустройства дворов.

Что касается доступности транспорта, то мы предложили вариант внешнего озвучивания через установку рупора для информации о номере маршрута, названии остановки и направлении на посадку в автобус. Сегодня озвучены все автобусы трех городских маршрутов - №10, 22, 45 - с наибольшей интенсивной поездкой инвалидов по зрению. Однако мы столкнулись с очередной проблемой: казанцы начали жаловаться на громкость данного приспособления. По этой причине водители редко включают озвучивание остановок и номера автобуса.

news_right_column_240_400