«Система подготовки специалистов мирового уровня в области создания и использования информационных технологий как определяющий фактор обеспечения конкурентоспособности машиностроительных производств» - так звучит полное название программы обучения, предлагаемой казанским вузом высшей школе России.
На протяжении последних 10 - 15 лет в связи с переходом на новые принципы хозяйствования, сокращением госзаказа на научные исследования и производство в Татарстане, впрочем, как и в других регионах России, объемы производства и конкурентоспособность продукции снизились, особенно предприятий машиностроения и приборостроения, составляющих основу военно-промышленного комплекса страны.
Как показывает мировой опыт, одним из главных направлений развития промышленных производств и обеспечения конкурентоспособности продукции является сейчас использование информационных технологий. Для выхода на мировой уровень необходимо иметь добротный программный продукт, средства информационных технологий и людей, владеющих не только этими технологиями в своих предметных областях, но и самыми современными технологиями создания, производства и эксплуатации изделий промышленных производств. Это относится как к инженерно-техническому составу, так и к экономистам, менеджерам предприятий.
В России практически не создается программный продукт, нет системы его промышленного производства. Хотя в ряде стран доход от коммерческой деятельности, ориентированной на производство информационных систем и программного обеспечения, составляет существенную долю в бюджете.
Например, в трех ведущих автомобильных компаниях США работают примерно 1,6 миллиона человек, и капитализация их труда составляет около 600 миллиардов долларов. В то же время в трех ведущих компаниях, выпускающих операционные системы и программное обеспечение, работают всего 160 тысяч человек, но капитализация их труда составляет 3600 миллиардов долларов. Заметим, что исключительно значимых результатов достигли в этом направлении Индия и Китай.
Таким образом, производство программных продуктов и средств информационных технологий в этих странах сформировалось как исключительно эффективная отрасль промышленного производства, оказывающая к тому же решающее влияние на развитие других отраслей.
Конечно, для этого необходимо иметь соответствующих специалистов: бизнес-аналитиков, архитекторов, технологов, тестировщиков... При существующей в российских вузах системе обучения таких специалистов не готовят.
Поэтому ученые из казанского вуза считают, что для исправления этой ситуации необходимо принять следующие меры:
- ориентация образовательного процесса на опыт ведущих мировых университетов и центров подготовки специалистов, но с сохранением накопленных в российской образовательной системе уникальных образовательных технологий,
- тесная интеграция процесса обучения с реальным сектором российского и мирового производства в условиях международного разделения труда,
- создание и внедрение образовательной системы, гибко реагирующей на потребности российского и мирового рынков,
- внедрение в образовательный процесс информационных технологий и систем управления циклом производства изделий.
Пока что ситуация с выпускниками высшей школы такова: выпускник либо владеет предметом своей профессии, но не может использовать в ней информационные технологии, либо наоборот - хорошо знает эти информационные технологии, но не может их применить непосредственно на производстве. Здесь сказывается и отсутствие необходимой учебно-лабораторной базы в вузах да и профессорско-преподавательского состава соответствующей квалификации. Не секрет, что одной из проблем российской высшей школы стала смена поколений, заменить стареющих профессоров некем - зарплата в науке нынче невелика.
А ведь предстоит готовить специалистов-управленцев уже новой формации, способных создавать конкурентоспособную продукцию на основе моделирования, прогнозирования, оптимизации, управления ресурсами и производством на всех этапах производства.
Для этого необходимо сформировать образовательную среду, ее материально-техническое и интеллектуальное обеспечение. Эксперты, которые изучили финансовые обоснования для решения этих задач, пришли к выводу, что предложения казанского вуза достойны того, чтобы поддержать реализацию этих планов денежным грантом в 500 миллионов рублей.
В числе наиболее крупных стратегических партнеров, которые также одобрили программу, ОАО «КАМАЗ», ФГУП «КАПО», ОАО «КВПО», ОАО «КМПО», ОАО «ICL-КПО ВС», судостроительный завод имени Горького, Институт проблем управления РАН имени В.А.Трапезникова, Институт механики и машиностроения, многие другие предприятия машиностроения, НИИ, КБ и институты Российской академии наук.
Программа поддержана Кабинетом министров Республики Татарстан.