Домашние задания: миссия невыполнима

По статистике только один из 10 выпускников школы здоров. У других к 11-му классу букет хронических заболеваний прежде всего по причине постоянного школьного стресса и перегрузок.

news_top_970_100

ЭКСПЕРИМЕНТ. Корреспондент «КВ» провела эксперимент. 4 казанских школьника поделились с газетой своим расписанием и рассказали, сколько они тратят времени на подготовку домашнего задания. Ребятам было предложено рассказать о том, какие уроки они выполняют во вторник или среду. Мы сделали такой выбор не случайно: учебную нагрузку распределяют так, чтобы наибольший ее объем приходился на середину недели.

Если родители заметили, сложные контрольные работы учителя тоже ставят вторым-четвертым уроком во вторник, среду или четверг. Это рекомендуется санитарными нормами. Наши герои – хорошисты и отличники, мотивированные к хорошей учебе. Все они (кроме, пожалуй, первоклассницы – она к школе еще не привыкла) умеют распоряжаться своим временем. И капризничать и «тормозить» во время выполнения домашних заданий не станут.

Пример №1. Толя (все имена изменены), одиннадцатиклассник одной из казанских школ с углубленным изучением английского языка.

- Он сейчас сидит за уроками круглосуточно! Делает их 24 часа в сутки, – заботливая бабушка очень волнуется за внука. – Наш ребенок никогда так плохо не выглядел!

Толя более спокоен. Молодой человек в несвойственном подросткам рассудительном тоне объясняет:

- Во вторник мой день начинается в 8 утра. В этот день у меня 6 уроков по 45 минут. Иногда уроков бывает 7, например в среду. Я заканчиваю около двух-трех часов дня. Так как учусь в выпускном классе, то без репетиторов никак. Во вторник их у меня 2, еще по одному – в четверг и субботу.

Толя подходит к своему расписанию как бизнесмен, спокойно и рассудительно. «Прибыль» и цель одна: поступить в вуз. Поэтому практически все одиннадцатиклассники сейчас уделяют основное время одному: подготовке к ЕГЭ. Варианты будущих тестов не только задают на дом, выпускники решают экзаменационные задания сами. В среднем по 3 варианта в неделю по каждому предстоящему экзамену. А их четыре. Иначе никак.

Итак, в среду Толя делает литературу, английский, историю, обществоведение и решает варианты ЕГЭ по русскому языку. По последнему предмету самый большой объем заданий, русский нужен подростку больше остальных – баллы очень важны для поступления на гуманитарный факультет. Но для чистоты эксперимента мы не учитываем время, потраченное на репетиторов. А это, как правило, полтора часа.

Толя сидит за письменным столом с 16.00 до 22.30, иногда до 23.00 с перерывом на ужин (минус полчаса). В итоге выходит, что он тратит на свою «домашку» примерно 6 - 6,5 часа (при санитарной норме до 4 часов). Так что выдержке старательного подростка, начавшего свой «рабочий» день в 8 утра и закончившего в 23.00, позавидует любой бизнесмен…

Пример №2. За Аллу, ученицу первого класса одной из казанских школ, рассказывает ее мама Галина:

- Домашние задания у нас есть. Прописи делаем, математику решаем. Плюс ручная работа: пластилин, аппликации. Естественно, все это в основном выполняют родители, малышка и так слишком устает. Знаю, что в первом классе в школах обычно не бывает дневников: дети только учатся писать. У нас вместо дневника придумали организационные блокноты. Мы сами чертим в них дни недели и записываем, что нужно сделать к определенному дню. Я не могу объяснить, зачем это придумали. Лучше бы завели обычный дневник.

По словам мамы, в среду Алла сидит за домашним заданием примерно 1 - 1,5 часа. Правда, иногда в среду задают мало, но нагружают в другие дни. Плюс сама Галина примерно раз в неделю тратит полвечера на фигурку из пластилина или составление картины из осеннего гербария – первоклассница потратит на это не вечер, а три. Поэтому приходится браться мамам и папам. Что плохого, скажете? Дело в том, что по правилам первоклассники в первом полугодии вообще не должны делать домашние задания. А вот со второго полугодия на них отводится не более одного часа.

Пример №3. Эдик, ученик общеобразовательной школы, 6-й класс:

- В среду я делаю татарский на четверг. С остальным – математикой и литературой - вроде проблем не возникает. Заранее на пятницу готовлю русский и историю, так как в четверг хожу на карате. А вот с татарским не выходит. Сначала пытаюсь сделать с мамой. Потом созваниваемся с одноклассниками, которые по татарскому учатся в той же группе, что и я. Пытаемся понять, что да как. В итоге все равно выходит на тройку или четверку.

В целом у Эдика в среду на уроки уходит около 3 - 3,5 часа. Он не так далек от нормы - в 5 - 6-м классах уроки должны выполняться не более 2,5 часа. Так бы оно и вышло, если бы львиную долю времени не отнимал татарский. «Точнее, отсутствие качественных методик преподавания, - поправляет мама Эдика. – Думаем о репетиторе».

Пример №4. Амина, ученица татарской гимназии, 8-й класс:

- Расскажу о домашнем задании, которое я делаю во вторник. В среду в один день мы проходим сразу несколько серьезных предметов: обществознание, татарскую литературу, историю, английский, биологию. То есть по трем предметам обычно нужно подготовиться устно: перечитать параграфы, ответить на вопросы. Бывает, нужно написать реферат или другую письменную работу. На все уходит часа полтора, с рефератом два-два с половиной. К биологии готовлюсь минут двадцать, а вот английский делаю долго, хочу связать свою будущую профессию с ним. На выполнение домашнего задания уходит час. С репетитором – еще один час.

Амина пусть и подошла к верхнему краю нормы (до 3 часов), но все же в нее уложилась. Правда, мы не посчитали возможную письменную работу по литературе, истории и обществознанию.

ВЫВОД. Эксперимент удался: трое школьников из четверых тратят на домашнее задание намного больше времени, чем позволяют санитарные нормы. Подсчитав количество часов, мы даже не стали обращаться к психологам и другим специалистам по детскому здоровью. И без их комментариев абсолютно понятно: наши дети чрезвычайно перегружены.

КОММЕНТАРИЙ. Как сообщает Минобразования и науки РТ, объем домашних заданий по всем предметам в совокупности дается обучающимся с учетом возможности выполнения в следующих пределах:

в 1-м классе (со второго полугодия) – до одного часа,

во 2-м классе – до 1,5 часа,

в 3 - 4-м классах – до 2 часов,

в 5 - 6-м классах – до 2,5 часа,

в 7 - 8-м классах – до 3 часов,

в 9 - 11-м классах – до 4 часов.

(СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»).

КСТАТИ. Те же СанПиН гласят: предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

news_right_column_240_400