«Валда Шинясь» – праздник со времен язычества
На республиканском празднике мордовской культуры «Валда Шинясь» все участники и гости смогли окунуться в атмосферу мордовской деревни. В подворьях были представлены интерьер и быт мордовского дома, где гости отведали блюда национальной кухни и познакомились с выставкой мордовских национальных костюмов.
«В нашем подворье представлен „Рыбный стан“. Мордва издревне занималась рыболовством, практически у всех дома были ловчие снасти. Мы стараемся из года в год показывать этот быт в нашем подворье гостям на „Валда Шинясь“. Раньше у нас этот праздник не так широко отмечали, но в последнее время он набирает все большие обороты. Что особенно хорошо — в этом заинтересована молодежь», — рассказывает Светлана Поселкина, представительница мордовского народа.
В Татарстане «Валда Шинясь» отмечается уже десятый год подряд. Праздник берет свое начало еще со времен язычества, люди тогда поклонялись солнцу, просили у духов хороший урожай. Сейчас этот праздник превратился в народное гулянье, в котором участвуют все соседние народы республики.
«В Татарстане показывают масштаб праздника»
Провели праздник в селе Кильдюшево в Тетюшском районе Татарстана. Сегодня в нем проживает около 400 человек, большая часть из которых — мордва. Всего в республике проживает около 15 тыс. мордвинов, а в России — около миллиона. Приехали в Татарстан и гости из республики Мордовии.
«В Мордовии мы этот праздник не празднуем, мы в первый раз у вас в Татарстане, очень удивлены таким масштабам и тем, что в таком дальнем уголке празднуется на таком масштабе этот праздник. Мы, честно говоря, даже и не знали, что здесь есть наши корни, это очень приятно и удивительно», — рассказала Анна Трифонова, солистка мордовского фольклорного коллектива «Вармава».
Первое упоминание о Кильдюшеве датировано 1648 годом. В Пострельной книге города Симбирска, ныне Ульяновска, есть запись о том, что в тот год «инородцу-мордвину Паркайке Кедюшеву выдано пахотной земли в количестве трех тысяч четвертей». По одной из версий, именно этот человек является основателем села. Среди местного же населения ходит легенда о том, что поселение основал мордвин из племени мокша Кильдюш Дмитриевич. Но есть вероятность того, что Пакрайка Кедюшев и Кильдюш Дмитриевич — одно лицо. Доподлинно это неизвестно, поэтому каждый для себя решает сам, какую из версий считать наиболее правдоподобной.
Мордвины живут в этих краях в мире и дружбе вместе с татарами, чувашами и другими народами на протяжении десятков лет. Удивительно и то, что они смогли сохранить свой национальный язык, ремесло и музыку. На национальной одежде и предметах быта народа много колокольчиков и монеток для шума. Мордвины верили в духов и нечисть, поэтому вешали на как можно больше звенящих предметов, чтобы их отпугивать.
«Мы молились, чтобы не пошел дождь, и это сработало»
На «Мордовском подворье» представили предметы, характеризующие местный деревенский быт двадцатых годов прошлого столетия — лопаты, плуги, ткацкие станки, столярные инструменты, гончарная, кузнечная.
«Мордвины ходили в лаптях, как и все, ходили за водой с коромыслом, готовили кашу и щи в печи, толкли крупу в ступе. И конечно, вся жизнь сопровождалась песнями и народными сказками. Мы стараемся это сохранять в нашей деревне и очень рады, что республика так внимательно относится к культуре всех народов», — рассказала нам в «Мордовском подворье» Людмила, жительница Кильдюшево.
Особенно интересной картиной для гостей стал пролог праздника. На нем собрались не менее 50 жителей села, они вместе с казанскими танцовщиками и актерами подготовили настоящую интерактивную мордовскую легенду. Как рассказала режиссер этой постановки Мария, над этой идеей и ее воплощением работа велась четыре месяца.
«Пролог посвящен тому, как главный герой возвращает народу солнце. Это постановка художественная, все взято из мордовского эпоса „Мастарава“. На основе этого эрзянско-мокшанского эпоса связали постановку. И еще очень интересный момент — общее моленье, называется он „Пасченгодь“, в переводе „Благослови“. Мы все на моленье вставали и молились, чтобы на праздник не пошел дождь, который обещают уже две недели. Как видите, это сработало», — рассказала Мария.