В декабре 1979 года тогда еще 23-летний рядовой-срочник в составе автомобильных частей впервые ступил на эту землю. Для него, выпускника Челябинского государственного педагогического института и начинающего ученого, успевшего поработать до призыва на научном поприще в отделе археологии Института истории им. Ш.Батырова Академии наук Туркменистана, навсегда остались в памяти две страны, два Афганистана.
Первый – окутанная пороховым дымом войны горная страна, раздираемая множеством этнических, религиозных, политических и прочих противоречий. Страна со своими неписаными законами и многовековым укладом жизни, укладом, с которым наши тогдашние коммунистические лидеры не всегда желали считаться. Страна, где Бурханову и его товарищам, строившим новые дороги и перевозившим военные грузы, приходилось не раз смотреть в лицо смерти и, вынужденно участвуя в боях, терять товарищей и сопровождать в последний путь на Родину цинковые гробы с телами погибших.
Сам он вспоминает об этом крайне неохотно. Чувствуется, что даже сегодня, много лет спустя, перед ним со всей ясностью встают неприглядные картины той жестокой войны. Гораздо красноречивее скуповатых на факты и подробности рассказов Альберта Ахметжановича о боевых заслугах воина-интернационалиста свидетельствует густой ряд наград на выгоревшем под жарким южным солнцем пятнистом камуфляже его формы-«афганки». Среди них воинский знак и Почетная грамота Президиума Верховного Совета СССР, несколько медалей, в том числе афганская – «От благодарного афганского народа» и солдатская боевая награда – медаль «За отвагу», последнюю из них уже офицер-лейтенант Бурханов получил за выполнение боевого задания, когда ему и ребятам из его подразделения в течение почти девяти суток без связи с основными нашими силами (вышла из строя рация), имея на руках лишь скудный сухой паек и небольшой запас воды, пришлось отражать автоматным огнем непрерывные атаки моджахедов, отрезавших путь нашей автоколонне на горном перевале.
Другой Афганистан, который также навсегда отпечатался в памяти ученого-археолога, - это древняя страна с богатейшей историей, уникальный регион, где на протяжении ряда веков сосуществовали десятки народов и племен, возникали и рушились государственные объединения, зарождались и умирали этносы и религии. Это десятки уникальных археологических памятников - от старинных мавзолеев и мазаров до культовых комплексов и мечетей, разбросанных по всей «стране гор» - так издавна называли эту страну ее соседи. Это сотни предметов седой старины - от ветхих, опаленных временем свитков с письменами на арабском и фарси, керамических сосудов и художественной чеканки до ювелирных украшений, созданных руками мастеров времен правителей Ахеменидского Ирана, Кушанской империи и династии Сасанидов. И все это нередко гибло в огне войны буквально на глазах у будущего ученого-археолога и востоковеда.
- В восьмидесятом году, - вспоминает Альберт Ахметжанович, - когда наша рота находилась на стрельбище в отдаленной разрушенной боями и покинутой жителями деревне, при рытье траншеи ребята наткнулись на тайник старинных вещей: превосходно сохранившихся керамических сосудов, серебряных изделий и монет, относящихся к эпохе Сасанидов III - VI вв. нашей эры. Все эти находки были собраны в штабе. Я даже написал об этом статью для газеты Краснознаменного Туркестанского военного округа «Фрунзовец» (издавалась в Ташкенте). Была идея отправить их в музей города Кабула, однако после моего возвращения из Ташкента, куда я ездил в очередную командировку, все они исчезли при невыясненных обстоятельствах.
И это далеко не единственный случай, когда пропадали или оказывались под угрозой уничтожения раритеты, имеющие огромную историческую и культурную ценность.
- Наши палатки в Кабуле находились всего лишь в нескольких десятках метров от бывшего дворца Амина (Кассар Амин), где впоследствии размещался штаб Советской армии, - вспоминает Альберт Ахметжанович. - А тогда он еще стоял пустой, со следами недавнего штурма. Солдатам моего подразделения был дан приказ отыскать зарытые неподалеку от здания военную форму солдат и оружие, оставленные после штурма. Тогда-то ребята обнаружили уникальную коллекцию старинных книг и рукописей с арабскими текстами. У меня сразу же возникла мысль сохранить их и вывезти в Ашхабад. Я даже обратился с просьбой к одному знакомому офицеру-особисту посодействовать в этом. Тот oбeщал, однако просьбу мою так и не выполнил. Что с ними стало, можно только гадать...
Сегодня Альберт Ахметжанович читает студентам лекции по истории стран Востока, в которых изучению Афганистана, Ирана и Средней Азии отводит особое место.
- Безусловно, регион Кабулистана и Бактрии – Тохаристана представляет особый интерес для историков как один из древнейших очагов мировой цивилизации, как родина одной из древнейших религий – зороастризма (огнепоклонства), который господствовал в идеологии и культуре народов и государств Среднего Востока и Средней Азии до распространения ислама. Да и вообще весь регион являет собой симбиоз этносов и религий. До недавнего времени здесь соседствовали культовые сооружения ислама и буддизма. К сожалению, гигантское изваяние Будды в Бамиане (Центральный Афганистан) не так давно был взорван современными талибами. А кто подсчитает урон, нанесенный памятникам старины боевыми действиями? Приход на многострадальную афганскую землю американских солдат тоже не принес долгожданного мира и даже ухудшил положение в стране. И пока на этой древней земле звучат выстрелы и льется кровь, говорить о серьезной научной работе нет смысла.
КСТАТИ. По официальным данным, за годы боевых действий на территории Афганистана погибло более 14 тысяч наших военнослужащих. По неофициальным - свыше 15 тысяч.