Эдуард Туманский: «Мы друзья, и деления по национальности у нас нет»

Ежегодный концерт клезмерского ансамбля «Симха» посвятили памяти его основателя Леонида Сонца.

news_top_970_100

В ГБКЗ прошел концерт клезмерского ансамбля «Симха». В этом году он посвящен памяти основателя коллектива Леонида Сонца, которого не стало ровно 20 лет назад. Музыканты подготовили для верных поклонников ряд сюрпризов – на сцену с ними вновь вышел Леонид Сонц – так зовут внука маэстро. Кроме того, в коллективе появился новый музыкант, который заменил Альберта Гильфанова.

«И вновь на сцене – Леонид Сонц!»

Ежегодные концерты «Симхи» в ББКЗ неизменно собирают давних поклонников еврейской музыки и самого коллектива. Правда, в этот раз зал был пустоват – сказались ковидные ограничения. Однако все равно теплота встречи добрых друзей чувствовалась повсюду – видно, что многие давно знакомы, дружат семьями, а песни «Симхи» зрители начали навевать еще в фойе – так предвкушая вновь услышать их со сцены.

 

Фото: © Илья Шалман

 Согласно теме концерта, весь вечер звучали только любимые композиции маэстро Сонца, авторские композиции и обработки, самые хитовые еврейские песни. На концерте выступила и дочь музыканта – Евгения Сонц:

«Ни для кого не секрет, что мы – еврейская семья, и традиционно собираемся вместе, чтобы вместе провести праздники – Новый год, Хануку. Так было при папе, так остается и после него, пусть и менее масштабно. Мы поем песни, поддерживаем еврейские традиции в семье. Каждый день его рождения – не горестный день, а светлый праздник – мы ценим и любим его, как и созданные им песни».

 

Фото: © Илья Шалман

Евгения рассказала, что ее племянник – внук маэстро – тоже носит имя Леонида Сонца. Руководитель «Симхи», доцент Казанской консерватории Эдуард Туманский так и представил юного музыканта: «Сейчас случится нечто невероятное, но вместе с тем закономерное – на сцену вновь выйдет Леонид Сонц». По словам Евгении, юноша всерьез увлекается музыкой, особенно джазом, и уже дает сольные концерты. Вместе они исполнили одну из любимых песен Леонида Сонца – «The Man I Love» братьев Гершвин.

«Я – не профессиональный музыкант, занимаюсь пиаром, поэтому нам пришлось хорошенько порепетировать, прежде чем выступать на публике», – отметила Евгения Сонц.

«Симха» пополнилась новым кларнетистом

В этом году один из участников «Симхи» Альберт Гильфанов уступил свое место на сцене. Теперь кларнетистом ансамбля стал Даянч Чарыев. «Это мой лучший ученик», – представил его профессор Гильфанов.

 

Фото: © Илья Шалман

Сам Чарыев рассказал, что закончил Казанскую консерваторию и по приглашению своего учителя решил попробовать свои силы в «Симхе»:

«Я пришел на первую репетицию в сентябре, полтора месяца назад. Понравился музыкантам, которые сразу сказали: «Мы вас берем». Участие в ансамбле для меня означает новые эксперименты. Я люблю играть музыку разных стилей, в том числе азербайджанскую, еврейскую Я постоянно выступал в оркестре «Тaтarica», где играл, в том числе, композицию «Let's Be Happy» Джиора Фейдмана, тоже еврейского композитора. Это был незабываемый опыт для меня, который теперь выливается в серьезную деятельность – теперь я в «Симхе»! Клезмерская музыка – она без рамок, воистину интернациональная. Вот я сам туркмен, но во мне есть и арабские, и иранские корни.  При этом творчество клезмерского ансамбля живо отзывается во мне».

 

Фото: © Илья Шалман

Как «Леня танцует» сменилось на «Леня поет»

Доцент Казанской консерватории, руководитель «Симхи» Эдуард Туманский тоже подчеркивает, что состав «Симхи» всегда был многонациональным, и это всегда было только на пользу творчеству. «Мы друзья, и деления по национальности у нас нет», – сказал он. Во время концерта он практически перед каждой композицией вспоминал что-то из жизни основателя ансамбля, истории появления в репертуаре той или иной композиции.

«Наши друзья ставили пьесу, в которой был номер «Янкель танцует», и Леня танцевал во время композиции. Но потом он сломал несколько ребер и композиция стала называться «Леня поет», – рассказал Эдуард Туманский со сцены.

За кулисами же он отметил, что о ближайших гастролях говорить пока трудно, однако «мы над этим думаем».

«Развитие идет, у нас новый кларнетист, девушки с нами выступают – вокальный дуэт G.Q, это молодые вокалистки Анна Сахарова и Ольга Заславская. Готовим новую программу клезмерской музыки – другую не играем. Диск планируем начать записывать уже в этом году, работать будем здесь, в Казани. Что же касается обмена творческими мыслями и новостями с нашими коллегами из других городов и стран – сейчас для этого много инструментов», – считает музыкант.

 

Фото: © Илья Шалман

Немцы тоже играют еврейскую музыку

Эдуард Туманский уверен, что клезмерская музыка по-прежнему очень востребована во всем мире. Правда, в России ее популярность несколько падает:

«Это потому, что таких ансамблей как наш в Росси практически не осталось. В России все играют скорее одесские песни, вроде «Гоп со смыком» или «Лимончики, вы мои лимончики». Она, безусловно, тоже имеет отношение к еврейской культуре, но мы играем и продвигаем именно настоящую клезмерскую музыку, которую долго и тщательно подбирал Леонид Сонц. Я вообще считаю, что наша культура этой музыки требует серьезной поддержки, потому что это очень большой пласт культурной жизни значимого слоя еврейского народа. Ее играют в Европе – кстати, и в Германии клезмерские песни играют немецкие, не обязательно еврейские, коллективы, и в теперь Израиле, где они долгое время не приветствовались, и в Америке».

В завершении концерте зрители в очередной раз пожалели, что БКЗ не предусматривает хоть небольшой, но танцпол. Однако пришедшие на концерт дети этим ничуть не смущались – трудно не танцевать под «Хава нагила».

news_right_column_240_400