В ГБКЗ прошел концерт клезмерского ансамбля «Симха». В этом году он посвящен памяти основателя коллектива Леонида Сонца, которого не стало ровно 20 лет назад. Музыканты подготовили для верных поклонников ряд сюрпризов – на сцену с ними вновь вышел Леонид Сонц – так зовут внука маэстро. Кроме того, в коллективе появился новый музыкант, который заменил Альберта Гильфанова.
«И вновь на сцене – Леонид Сонц!»
Ежегодные концерты «Симхи» в ББКЗ неизменно собирают давних поклонников еврейской музыки и самого коллектива. Правда, в этот раз зал был пустоват – сказались ковидные ограничения. Однако все равно теплота встречи добрых друзей чувствовалась повсюду – видно, что многие давно знакомы, дружат семьями, а песни «Симхи» зрители начали навевать еще в фойе – так предвкушая вновь услышать их со сцены.
Согласно теме концерта, весь вечер звучали только любимые композиции маэстро Сонца, авторские композиции и обработки, самые хитовые еврейские песни. На концерте выступила и дочь музыканта – Евгения Сонц:
«Ни для кого не секрет, что мы – еврейская семья, и традиционно собираемся вместе, чтобы вместе провести праздники – Новый год, Хануку. Так было при папе, так остается и после него, пусть и менее масштабно. Мы поем песни, поддерживаем еврейские традиции в семье. Каждый день его рождения – не горестный день, а светлый праздник – мы ценим и любим его, как и созданные им песни».
Евгения рассказала, что ее племянник – внук маэстро – тоже носит имя Леонида Сонца. Руководитель «Симхи», доцент Казанской консерватории Эдуард Туманский так и представил юного музыканта: «Сейчас случится нечто невероятное, но вместе с тем закономерное – на сцену вновь выйдет Леонид Сонц». По словам Евгении, юноша всерьез увлекается музыкой, особенно джазом, и уже дает сольные концерты. Вместе они исполнили одну из любимых песен Леонида Сонца – «The Man I Love» братьев Гершвин.
«Я – не профессиональный музыкант, занимаюсь пиаром, поэтому нам пришлось хорошенько порепетировать, прежде чем выступать на публике», – отметила Евгения Сонц.
«Симха» пополнилась новым кларнетистом
В этом году один из участников «Симхи» Альберт Гильфанов уступил свое место на сцене. Теперь кларнетистом ансамбля стал Даянч Чарыев. «Это мой лучший ученик», – представил его профессор Гильфанов.
Сам Чарыев рассказал, что закончил Казанскую консерваторию и по приглашению своего учителя решил попробовать свои силы в «Симхе»:
«Я пришел на первую репетицию в сентябре, полтора месяца назад. Понравился музыкантам, которые сразу сказали: «Мы вас берем». Участие в ансамбле для меня означает новые эксперименты. Я люблю играть музыку разных стилей, в том числе азербайджанскую, еврейскую Я постоянно выступал в оркестре «Тaтarica», где играл, в том числе, композицию «Let's Be Happy» Джиора Фейдмана, тоже еврейского композитора. Это был незабываемый опыт для меня, который теперь выливается в серьезную деятельность – теперь я в «Симхе»! Клезмерская музыка – она без рамок, воистину интернациональная. Вот я сам туркмен, но во мне есть и арабские, и иранские корни. При этом творчество клезмерского ансамбля живо отзывается во мне».
Как «Леня танцует» сменилось на «Леня поет»
Доцент Казанской консерватории, руководитель «Симхи» Эдуард Туманский тоже подчеркивает, что состав «Симхи» всегда был многонациональным, и это всегда было только на пользу творчеству. «Мы друзья, и деления по национальности у нас нет», – сказал он. Во время концерта он практически перед каждой композицией вспоминал что-то из жизни основателя ансамбля, истории появления в репертуаре той или иной композиции.
«Наши друзья ставили пьесу, в которой был номер «Янкель танцует», и Леня танцевал во время композиции. Но потом он сломал несколько ребер и композиция стала называться «Леня поет», – рассказал Эдуард Туманский со сцены.
За кулисами же он отметил, что о ближайших гастролях говорить пока трудно, однако «мы над этим думаем».
«Развитие идет, у нас новый кларнетист, девушки с нами выступают – вокальный дуэт G.Q, это молодые вокалистки Анна Сахарова и Ольга Заславская. Готовим новую программу клезмерской музыки – другую не играем. Диск планируем начать записывать уже в этом году, работать будем здесь, в Казани. Что же касается обмена творческими мыслями и новостями с нашими коллегами из других городов и стран – сейчас для этого много инструментов», – считает музыкант.
Немцы тоже играют еврейскую музыку
Эдуард Туманский уверен, что клезмерская музыка по-прежнему очень востребована во всем мире. Правда, в России ее популярность несколько падает:
«Это потому, что таких ансамблей как наш в Росси практически не осталось. В России все играют скорее одесские песни, вроде «Гоп со смыком» или «Лимончики, вы мои лимончики». Она, безусловно, тоже имеет отношение к еврейской культуре, но мы играем и продвигаем именно настоящую клезмерскую музыку, которую долго и тщательно подбирал Леонид Сонц. Я вообще считаю, что наша культура этой музыки требует серьезной поддержки, потому что это очень большой пласт культурной жизни значимого слоя еврейского народа. Ее играют в Европе – кстати, и в Германии клезмерские песни играют немецкие, не обязательно еврейские, коллективы, и в теперь Израиле, где они долгое время не приветствовались, и в Америке».
В завершении концерте зрители в очередной раз пожалели, что БКЗ не предусматривает хоть небольшой, но танцпол. Однако пришедшие на концерт дети этим ничуть не смущались – трудно не танцевать под «Хава нагила».