Эффект дрожжей: экономика Татарстана растет из года в год

Все социальные, культурные и даже спортивные достижения республики базируются на прочной основе - развитии производительных сил.

news_top_970_100

Итоговая коллегия Министерства экономики РТ характеризовалась обилием высоких гостей из федерального правительства и периодическим подчеркиванием с их стороны заслуг Татарстана. А они действительно немаленькие - было за что хвалить. Впрочем, это стало уже доброй традицией.

Более конкретно об успехах Татарстана в области экономики доложил министр Мидхат Шагиахметов. Начал он с того, что социально-экономическое развитие республики проходит в условиях небывалого санкционного давления. Однако обилие санкций как будто бы и не особо сказывается на экономике региона. Если в двух словах изложить доклад министра: экономика растет.

Подробно этот рост раскрывается в основных показателях, озвученных Шагиахметовым. Так, по итогам прошлого года ВРП РТ увеличился на 3,6% и впервые превысил 4 трлн рублей. Хотя по итогам 2022 года ВРП вырос на целых 12%. Но там ситуация была, пожалуй, полегче. В любом случае подобные темпы роста характерны для развитых экономик, а не для тех, на кого наложили санкции.

По словам министра, ключевые социально-экономические показатели республики тоже выглядят позитивно: объем инвестиций в основной капитал - более 1 трлн рублей, что на 11% больше, чем годом ранее; объем строительных работ вырос до 708 млрд рублей, то есть на 15,1%; оборот розничной торговли - 1,4 трлн рублей, рост по году - 11,3%; реальная средняя заработная плата в республике составляет примерно 60 тысяч рублей, рост - 11,3%; безработица находится на рекордно низком уровне - 0,21%, иначе говоря, безработных всего 4,3 тысячи человек. Правда, последний показатель нельзя в полной мере назвать положительным. Во многих отраслях наблюдается дефицит кадров.

Экономика Татарстана уже давно переориентировалась с сырьевой на обрабатывающую. Наибольший удельный вес в структуре экономики, подчеркнул Шагиахметов, занимает именно промышленность, а не добыча полезных ископаемых. При этом ключевой вклад в динамику промышленного производства вносит машиностроение.
Но все-таки за промышленность или транспорт у нас в республике отвечают другие ведомства. А Минэкономики РТ ориентировано в первую очередь на развитие малого и среднего бизнеса. Поэтому большая часть доклада министра касалась вопросов поддержки МСБ. Она за 2023 год в целом по республике (если суммировать все республиканские и федеральные программы) составила свыше 87 млрд рублей. В особые экономические зоны за прошедший год удалось привлечь 26 новых резидентов.

Эта поддержка дала свои результаты: как сообщил Шагиахметов, по итогам 2023 года доля МСБ в ВРП составила 24,1%. В этом секторе занято 41,5% от всего работающего населения республики: 535 тысяч занятых у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, 77 тысяч индивидуальных предпринимателей, 248 тысяч самозанятых.
При этом за год число малых предприятий (которые в прошлом году выросли из микропредприятий) увеличилось на 15%. 16% перешли в «другую лигу» - из малых превратились в средние. А 111 бывших уже средних и вовсе покинули эту категорию, став крупными компаниями. В отраслевом разрезе больше всего фирм, относящихся к МСБ, приходится на торговлю, а именно 38%. Что вполне объяснимо: в этом сегменте наблюдается максимально быстрая оборачиваемость вложенных средств да и барьеров для входа на рынок немного. При этом Шагиахметов настаивал, что постепенно надо наращивать долю обрабатывающих производств.

Специально прилетевший в Казань на коллегию Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов отметил: «Мы приезжаем сюда не столько учить, сколько учиться, как надо развивать малый бизнес». Он сообщил, что в целом по России доля МСП в ВВП составляет 21%. А Татарстан опережает среднероссийские показатели. 

Шагиахметов также отметил в своем докладе начавшееся внедрение в республике исламского финансирования, которое иначе называют партнерским. С 1 сентября прошлого года в Татарстане стартовал эксперимент по тестированию партнерских финансов. И с этого момента количество операций с использованием исламских финансовых инструментов выросло вдвое (если сравнивать с позапрошлым годом). Именно в нашей республике был запущен первый в стране агрегатор закупок халяль-продуктов. 

news_right_column_240_400