ЕГЭ: споры продолжаются

В 2001 году правительство Российской Федерации решило организовать эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). Восемь лет эта система итоговой оценки знаний выпускников тестировалась в разных регионах страны, а в 2009 году стала обязательной для всех российских школ. Один из жителей нашей республики высказал свое мнение о ЕГЭ.

news_top_970_100

Много лет ЕГЭ критикуют и ученые, и учителя, и школьники, и родители. Споры вокруг него продолжаются, а минобрнауки упорно продолжает развивать этот одиозный экзамен.

В чем же причина такой неприязни части общества к ЕГЭ?

О пользе ЕГЭ: разбор плюсов

ЕГЭ помогает бороться с коррупцией в вузах

За. В этом уверены ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов и директор Санкт-Петербургского лицея №369, председатель регионального отделения общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» Константин Тхостов. 

Против. Член-корреспондент РАО Александр Абрамов, профессор РГПУ им. А.И.Герцена, член Общественного совета Минобрнауки РФ Сергей Рукшин и некоторые другие авторитетные ученые утверждали, что ситуация явно не изменилась. Поборы за зачеты и экзамены продолжились, процветает продажа дипломных работ. К тому же появилась новая коррупционная сфера - «индустрия» ЕГЭ. Даже сам Рособрнадзор признает наличие подозрительно высоких результатов ЕГЭ в некоторых регионах. 

ЕГЭ дает возможность поступать в вузы выпускникам из провинции

За. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, руководитель федеральной группы разработчиков экзаменационных КИМ по математике Иван Ященко, а также депутат и член Комитета Госдумы по образованию и науке Алена Аршинова уверяют, что это так. Сторонники ЕГЭ утверждают, что в столице выросло число студентов из провинции. 

Против. Член-корреспондент РАО Александр Абрамов считал, что на самом деле это связано с кумовством и высоким статусом родителей поступивших провинциалов.

ЕГЭ упрощает процедуру приема в вузы 

За. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, депутат и член Комитета Госдумы по образованию и науке Алена Аршинова отмечают, что после введения ЕГЭ появилась возможность подавать документы сразу в несколько вузов. 

Против. Член-корреспондент РАО Александр Абрамов считал, что серьезным выпускникам школ это не нужно, так как к окончанию школы многие уже определились, где хотят учиться. Александр Абрамов также утверждал, что ЕГЭ стал катализатором роста численности студентов и резкого снижения квалификации выпускников вузов.

ЕГЭ уменьшает стресс во время сдачи экзаменов

За. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова и другие сторонники ЕГЭ считают, что теперь выпускники сдают экзамены один раз: одновременно проходят выпускные и вступительные экзамены. 

Против. На самом деле стресс сильно увеличился. В этом уверена Елена Морозова, детский клинический психолог кафедры детской психиатрии Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО). А председатель Совета директоров школ России Яков Турбовской заявил, что школьники эмоционально не готовы к ЕГЭ.

ЕГЭ - это более объективная оценка знаний выпускников

За. Так считает директор ФИПИ Оксана Решетникова, а также депутат и член Комитета Госдумы по образованию и науке Алена Аршинова.

Против. В этом очень сомневаются президент РАН Александр Сергеев и профессор РГПУ им. А.И.Герцена, член Общественного совета Минобрнауки РФ Сергей Рукшин. То, что каждый год меняются проходные баллы в вузах, вызывает большие сомнения в точности итогового измерения знаний выпускников и его объективности. Об этом говорят и некоторые другие эксперты.

О вреде ЕГЭ: разбор минусов

Подготовка к выпускным экзаменам превратилась в натаскивание на ЕГЭ

В старших классах главное внимание уделяется подготовке к ЕГЭ, а не качественному изучению всех предметов. Замглавы Комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов считает, что изначально суть ЕГЭ не в обучении, а в «дрессировке» учеников. Его поддерживают кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ Александр Шевкин и другие авторитетные учителя.

ЕГЭ виноват в деградации учеников

Это происходит из-за примитивизации системы оценки знаний. Школьников ориентируют на получение формальной информации, выхваченной из контекста, не заостряя внимание на ее сути. Вырастает поколение зубрил с узким кругозором, умеющих говорить короткими фразами. За последние 10 лет уровень знаний выпускников резко снизился. Обо всем этом говорили член-корреспондент РАО Александр Абрамов, доктор физико-математических наук Георгий Малинецкий, кандидат педагогических наук, преподаватель МГГУ им. Шолохова Юрий Самохин и другие известные эксперты.

В ЕГЭ нет индивидуального подхода

Учителя отстранены от экзамена, и в нем нет настоящей объективности, когда учитель в разговоре с конкретным учеником хорошо видит его плюсы и минусы, а также его реальные знания. Об этом неоднократно заявляли известные ученые, в том числе президент РАН Александр Сергеев и кандидат педагогических наук, преподаватель МГГУ им. Шолохова Юрий Самохин.
Многие эксперты по образованию считают, что во время устного ответа у ученика есть шанс исправить свою ошибку, и учитель поймет, что ученик действительно знает тему. 

Заметное снижение уровня готовности к обучению в вузе

Это произошло из-за деградации учеников. Об этом говорили член-корреспондент РАО Александр Абрамов, доктор физико-математических наук Георгий Малинецкий и многие другие ученые.

Сильный стресс во время ЕГЭ

ЕГЭ очень бюрократизирован, ученики сдают экзамены в чужом помещении «под конвоем» и видеонаблюдением. Это провоцирует стресс и ошибки во время итоговых испытаний, а иногда даже психические расстройства. Об этом говорит детский клинический психолог кафедры детской психиатрии РМАПО Елена Морозова. С ней согласны многие опытные психологи и учителя.

Бездарно потрачено много средств на введение ЕГЭ

Так утверждали член-корреспондент РАО Александр Абрамов и профессор РГПУ им. А.И.Герцена, член Общественного совета Минобрнауки РФ Сергей Рукшин. На эти деньги можно было усовершенствовать традиционные экзамены или разработать новую систему итоговой оценки знаний.

Решение проблемы

Может, пора прислушаться к мнению авторитетных специалистов, критикующих ЕГЭ? В итоге вырисовываются три варианта решения этой образовательной проблемы.
1. Отменить ЕГЭ и вернуть традиционные экзамены.
2. Отменить обязательную сдачу ЕГЭ (он может быть по выбору) и вернуть традиционные экзамены.
Такая система уже была в Российской Федерации с 2001 по 2008 год и сейчас действует в Республике Крым. Школьники могут выбирать форму сдачи итоговых экзаменов - в виде ЕГЭ или традиционных испытаний. 
В принципе проверочные тесты типа ЕГЭ хороши для быстрой оценки знаний на зачете. Но многие опытные учителя говорят, что такие тесты не подходят в качестве итоговой оценки знаний, полученных за много лет учебы в школе. 
3. Отменить ЕГЭ и разработать новую систему итоговой оценки знаний.

В любом случае выбор крутится вокруг этих вариантов. И не нужно медлить с волевым решением, иначе будет поздно: растет число плохо образованных людей.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100