Евгений Царьков: Спектакль - это живой организм!

Принято считать, что об актерской профессии мечтали почти все девочки поколения человека, о котором пойдет речь. А вот мальчики все больше представляли небо и космос как будущее поле своей деятельности. Народный артист РТ Евгений Царьков, которому не так давно исполнилось 60, о театре и не думал, хотя его детские мечты витали вокруг лицедейства.

news_top_970_100
- О чем же мечтали вы?- О цирке. Но тут надо сказать спасибо маме, царствие ей небесное! Она хотела, чтобы я стал артистом. Я с пяти лет танцую. Начинал в хореографическом кружке в ДК им. Кирова. И на елках в новогодние каникулы уже тогда играл зайчиков. - Но танцы - это не театр...

- Театр случился не сразу. Бог наделил меня слухом, и мама очень хотела, чтобы я поступил в музыкальную школу. Определила меня по классу баяна. В музыкалку брали только после четвертого класса, а я тогда только во второй перешел. Все равно взяли, хотя потом и возникли сложности. Я проучился три года. Но дальше пошли лекции, которые надо было записывать, а я не успевал: только же писать научился. Я и сказал маме, что сам научусь...Так вот, как «слухач» играю до сих пор, и говорят, что играю, как профессионал. Это было мое музыкальное начало. Потом я стал заниматься в драмкружке у Людмилы Васильевны Маклаковой и Юрия Александровича Федотова в Доме учителя. Когда наступило время выбора будущей профессии, четыре человека из нашего кружка решили поступать в театральное училище, я же хотел в цирковое. У меня ведь целая программа клоунад была, с которой я выступал по пионерским лагерям. Но кружковцы уговорили поступать вместе с ними. С тобой, говорят, веселей! Так мы впятером и пошли. В результате поступил я один. С тех пор моя жизнь и связана с театром. - Не каждый может похвастаться тем, что столько лет проработал на одном месте... Вы же сразу после училища пришли в ТЮЗ?- Не совсем. По окончании училища Александр Чичигин, директор ТЮЗа, предложил сразу прийти работать в ТЮЗ, тем более что я там сыграл уже в нескольких спектаклях. Я тогда ответил, что мне все равно пора идти служить в армию. Словом, согласился поработать после окончания учебы в Бугульминском театре. Проработал там полгода, а потом меня забрали в армию. - Отслужив, вы уже пришли в ТЮЗ?- Да. Тем более что и педагоги училища, и актеры театра были, что называется, «за». Так что с 6 января 1976 года и по сей день я служу в этом театре.

- Какая роль была первой в статусе актера театра?
- Это был спектакль режиссера-дипломника Березы «Ростик в дремучем лесу» Б.Заходера. Играл Зайца, очень мягкую игрушку. Затем спектакль, поставленный также дипломником Александром Клоковым «За все хорошее - смерть» Р.Ибрагимбекова. С этих двух спектаклей, ролей в них и началась, собственно, моя театральная деятельность. Потом уже «Остановите Малахова!» Аграновского, «Не все коту масленица» Островского. - Применяете клоунские приемы на сцене?

- Когда есть возможность - конечно. Одним из моих партнеров был Владимир Глушков. Когда мы играли с ним в паре двух бандитов в «Пеппи Длинныйчулок», сбегалась вся труппа посмотреть, что мы там выкинем. Импровизировали постоянно. Глушков не мог без этого, а я всегда поддерживал его. Хохот стоял и в зале, и за кулисами.  - Не жалеете, что не стали цирковым артистом?

- Сегодня я понял, несмотря на то что очень люблю цирк и уважаю мастерство цирковых артистов, менее раскрылся бы там. Здесь я сыграл уже более 80 ролей в различных спектаклях. В театре разнообразнее и шире диапазон раскрытия образов и характеров, больше возможностей выразить свое понимание персонажа. - Актеру, как и любому человеку, в жизни приходится решать различные проблемы, на него сваливаются неприятности. Но он выходит на сцену и оставляет все это за кулисами. Как это удается вам?- А это и есть тот самый профессионализм. Что бы на душе у тебя не было, какие бы там кошки не скребли, какие бы горе, беда не ворвались в твою жизнь, ты обязан играть хорошо, как положено. Потому что это твоя профессия, зритель ожидает некоего праздника от тебя, и к твоим проблемам он не имеет отношения. - Как семья относится к вашей профессии?- Жена Валентина - программист, потрясающий и понимающий меня человек. Знает специфику творческой жизни. И за это я ей очень благодарен! Оба сына прошли нашу сцену. Один играл в «Драконе», а младший в два с половиной года играл в «Матери Иисуса». Все смотрели на него, не сдерживая слез: такой малыш с все понимающими глазами! Он, кстати, после того как прошла его сцена, садился за пульт рядом с помощником режиссера и смотрел весь спектакль до конца. Но... Старший закончил биофак и ушел в медицину, занимается реабилитацией инвалидов. Младший окончил КАИ, занимается по специальности ремонтом двигателей в нашем аэропорту.- Что для вас театр?- Театр - это вся моя жизнь!- Столько лет на сцене и все так же волнуетесь перед выходом?- Пустым никогда не выходишь. Иначе ты не артист, а какой-то робот, марионетка... Волнение есть всегда. Прислушиваешься к залу, пытаясь понять, какой зритель, ведь хочешь не хочешь - отталкиваешься от этого. Приноравливаешься к партнеру. Спектакль - это живой организм, и от этого никуда не денешься. Сегодня он так повернулся, а завтра иначе, заданности нет. Иначе и быть не может.

- А начни все сначала, выбрали бы вновь эту профессию?
- Да!

- Ну, тогда задавать вопрос о том, счастливый ли вы человек, по-моему, не имеет смысла!

news_right_column_240_400