Где доставали модную одежду в советские времена

Иду по улице, смотрю, как одета молодежь. Черный цвет нынче в моде - почти все парни в черном. Опять же на всех - и на парнях, и на девушках - джинсы, не зря этот стиль называется унисекс. Да что говорить о молодежи, так и бабушки теперь одеты!

news_top_970_100

А про молодое поколение во времена СССР говорили, что все были одеты одинаково серо. Увы, одеваться одинаково тогда диктовала мода. Если в моде были узкие брюки, все ходили в них. Становились модными клеши - все срочно шили брюки клеш. Впрочем, сейчас, например, тоже никто не поменяет свой пуховик на пальто из драпа.

Теперь одеваться стало проще. А нас в 90-е годы выручали челноки. Эти люди, потерявшие работу по причине сокращения производства, были вынуждены сновать между Москвой и Казанью, Польшей, Турцией или Китаем, возя одежду в огромных полосатых баулах. Мы с радостью покупали у них вещи.  На тот момент они решали проблему дефицита одежды. Правда, челноки загубили нашу легкую промышленность с ее неповоротливостью и неумением реагировать на моду и спрос. Как же мы раньше одевались?

«Мои друзья хоть не в болонии...»

Так пел тогда Владимир Высоцкий. В конце 60-х годов прошлого века, когда я училась в старших классах, стали появляться легкие разноцветные плащи из водонепроницаемого материала - болоньи. В магазинах их, естественно, не было. Чтобы купить этот писк моды, необходимо было иметь знакомых в торговых сетях или на базе, можно было привезти дефицит из Москвы. Девочки, имеющие такие плащи, сразу становились привлекательнее для одноклассников. Наверное, они, будучи одетыми в модную вещь, чувствовали себя увереннее. Правда, ходили слухи, что из такой ткани за границей шьют рабочую одежду, но мы не придавали этому значения. Тем более что в комплекте к легкому и удобному плащу прилагалась косынка или берет.

Кримплен, джерси, мохер

Позже болонью сменила кримпленовая ткань. Плотная, прочная, с тисненым рисунком и несминаемая. Говорили, что в Европе этой тканью обивают диваны. У нас из нее шили отличные платья, демисезонные пальто-костюмы и брюки. Достать кримплен считалось делом чести. Сделать это можно было только по блату. Тот, кто доставал, оказывался, что называется, на коне. Ткань была ноская, крепкая. Проносив лет пять-шесть такое пальто, из него шили юбку или сумку под картошку.

«В джерси одеты, не в шевьот», - это строчка из той же популярной песни Высоцкого «Диалог у телевизора». Джерси - сменившая кримплен очередная импортная ткань, из которой шили демисезонные пальто. К сожалению, кримплен и джерси прошли мимо меня. Я только начала работать, в семье с деньгами было туго.

Лишь в 80-м году, когда удалось съездить на один день в Москву, посчастливилось купить там темно-синее кримпленовое платье, такого же цвета юбку, голубовато-зеленый батник - кофточку с коротким рукавом - и польские сабо. Я считала эту поездку очень удачной и гордилась своими обновками. Сабо были на сплошной платформе, очень удобные. Носила их с весны до осени, пока не развалились, несколько лет. Платье тоже очень полюбилось. Поясок, два кармана, вырез под горло... Вниз я надевала водолазку или кофточку с воротничком, который выпускала поверх синего кримплена. Получался наряд на все случаи жизни, его я очень любила.

За чем еще гонялись в те годы? Были модными мохеровые шарфы и вязаные мохеровые шапочки. Моток мохера обычно привозили с юга. Остальное делали умелые руки. Практически все женщины тогда умели вязать. Вязали втихаря даже на работе, пряча рукоделие в стол при появлении начальства. Те, кто не умел, заказывали вязальщицам.

В конце 70-х годов начали покупать норковые шапки-формовки. Благосостояние народа в тот момент улучшилось. Люди регулярно отдыхали в Крыму, Сочи, на Кавказе, из различных поездок по стране всегда что-нибудь привозили.

Примерочная в подсобке

Еще всегда можно было купить что-то модное у тех, кто регулярно ездил в Москву и отстаивал там очереди. Например, за сапогами. Достался не свой размер - не беда! В эпоху всеобщего дефицита пару легко можно было продать с выгодной наценкой. В заводских подсобках и раздевалках всегда кто-нибудь что-то примерял. Прямо как в сказке - зайдешь золушкой, выйдешь принцессой. Таким манером мне однажды достались модные сапоги-чулки. Кому-то не подошли, предложили моей маме - «для дочки». Так я неожиданно для себя стала обладательницей шикарных сапог на сумасшедшей высоты платформе в 8 сантиметров. Померила, натянула черные блестящие голенища, плотно облегающие ноги. И, получив несколько комплиментов, испытала легкое чувство гордости, потому что теперь была как все. Кстати, в магазинах таких сапог не было, однако носили их многие. Но высокая платформа встречалась нечасто. Мне казалось, что в Казани такие сапоги были только у меня. Однажды я рванула в них за трамваем. Для бега они, конечно, не предназначались, ходить в них нужно было от бедра. Я упала, ободрала коленки, порвала чулки. С сапогами ничего не случилось, а за коленки мы тогда не переживали.

Мама, регулярно плавая на теплоходе по Волге во время отпуска, всегда привозила в подарок то кофточку, то платье. Кому-то наряды привозили братья, мужья или сослуживцы. А еще мы шили одежду в ателье или у частных портних на дому. Частный пошив считался индивидуальной трудовой деятельностью и облагался налогом. Поэтому те, кто шил, старались не афишировать свой труд. Портних искали через знакомых. Бывало, ездили к ним через весь город.

В отличие от ателье, в которых обычно шили только из имеющихся в ассортименте тканей, частная портниха еще и перелицовывала. Что это такое? Поносив пальто лет десять, наши матери перешивали его на другую сторону ткани и носили еще столько же. Портнихи - мастера на все руки, а ткани были добротные. Конечно, мы уже не носили вещи по десять лет. Ведь в ателье за небольшую плату можно было сшить любое платье и даже пальто. Иногда шиковали. К примеру, друг моего брата, студент, неплохо зарабатывающий летом в стройотрядах, шил себе в ателье не только костюмы, но и рубашки модных фасонов.

«Сорочка» и вещизм

На Колхозном рынке и в микрорайоне недалеко от Дербышек каждые выходные бурлила «сорочка» - вещевой казанский рынок. Там можно было купить все: импортные сапоги, куртки аляски, фирменные джинсы, финские ветровки. Я была там всего один раз, поскольку обходилась тем, что привозила из турпоездок по стране. Цены на «сорочке» были не для рядового инженера. Например, джинсы, предмет гордости их обладателей, стоили 250 рублей, чуть больше месячной зарплаты нашего начальника лаборатории. Естественно, девочки-студентки, одетые в «фирму», покупали вещи не на свои кровные... Помощь оказывали родители, чтобы дочери не комплексовали и выглядели на все сто.

СМИ регулярно публиковали обличительные статьи на эту тему, называя подобную нездоровую гонку за тряпками вещизмом. Вспыхивали бурные дискуссии за и против. Кстати, брюки как предмет женской одежды тогда только входили в моду. Наиболее продвинутые барышни уже щеголяли в брючных костюмах. Однажды я тоже купила себе импортные голубые брюки клеш в казанском «Детском мире». Там «выбрасывали» модные вещи маленьких размеров. Обладательницы миниатюрных фигур одевались в этом универмаге вместо детей. Однажды мне перепал японский брючный костюм - ярко-малиновые брюки клеш из тонкого трикотажа и коричневая кофточка с малиновыми разводами. Костюм сидел хорошо, но ходить на работу в брюках в те времена я не решалась. Это было слишком смело, а я не числилась в рядах тех, кто сразу осваивает новую моду. Ездила в обновке только в отпуск. В незнакомых местах почему-то было проще щеголять в модном прикиде.

Курсы кройки и шитья

Сегодняшняя молодежь, конечно, и не знает, что это такое. Страшно популярные в городе курсы кройки и шитья исчезли с появлением в продаже модной и сравнительно недорогой одежды, которую нам начали предлагать в эпоху рынков и уличной торговли. А в середине 70-х, несмотря на разветвленную сеть ателье мод, курсов кройки и шитья имелось множество. Записаться на них не составляло труда. Курсы открывали при всех городских ДК. Доступная плата, год учебы, и выпускница курсов могла сшить себе любую модную вещь. Выкройки и фасоны одежды печатали в «Работнице» и «Крестьянке», самых популярных женских журналах Советского Союза. Конкуренцию им составлял иностранный журнал «Бурда». Там тоже были выкройки, а модели - закачаешься! Так что одеваться модно можно было и без «сорочки».

Еще лучше, если дочку обшивала мама. Тогда уж точно можно было позволить себе купить на сэкономленные деньги импортные сапоги. Моя подруга, профессиональный художник, все вещи - от сумочек до пальто - шила себе сама. И все у нее было по моде, со вкусом и стильно!

Сейчас советские трудности с доставанием модной одежды, поездками и индпошивом вызывают у нас улыбку. Но, если честно, тогда мы сильно не переживали по этому поводу. Несмотря на дефицит, все, на мой взгляд, были одеты модно и красиво. Наш народ удивительно быстро умеет приспосабливаться к трудностям, которые ему то и дело выпадают. Наверное, потому, что у старшего поколения они были гораздо более серьезными - война, голод, разруха... Не зря нам так часто повторяли: «Только бы не было войны, все остальное переживем». Сейчас мы понимаем смысл этой фразы.

news_right_column_240_400