![](https://kazved.ru/images/uploads/b30cc72c8d970a7aa80df522f6ec4759.jpg)
Фото предоставлено пресс-службой Татарской государственной филармонии им. И.Шакирова
Как утреннее мурлыканье помогает разбудить голос? Почему нельзя с ранних лет делать из ребенка звезду эстрады? Чем запомнились концерты на лучших сценах страны, в полях и цехах заводов? Об этом наша беседа с народным артистом Татарстана, заслуженным артистом России Георгием Ибушевым.
«В консерватории впервые узнал, что у меня тенор-альтино»
- Георгий Мефодиевич, когда вы поняли, что у вас уникальный, редкий по красоте голос?
- Я счастливый человек - деревенский парень, который родился и вырос в Мамадышском районе, где очень красивая природа. И голос мой - от природы. С самого раннего детства я постоянно пел: что видел, о том и пел. Пел всегда чисто, высоко. В подростковом возрасте началась ломка голоса. Я даже не знал, что это нормальный физиологический процесс. Испугался, думал, голос пропал. И вдруг однажды голос зазвучал с новой силой. В 1975 году, когда учился в 10-м классе, меня отправили от Мамадышского района в Казань на конкурс «Песня комсомола - 75». Там я впервые увидел легендарного Ильгама Шакирова. Смотрел на него как на чудо… На конкурсе познакомился с замечательным певцом и человеком Минголом абый Галиевым. Он послушал меня и сказал: «Тебе обязательно надо учиться! Поступай в консерваторию». Это был август, я вернулся в деревню. Мы сено заготовили, дров накололи, и к 1 сентября я поехал в консерваторию учиться. И даже не знал, что надо экзамены сдавать.
Приехал, а мне сказали, что прием уже закончен. Мингол абый меня повел к ректору Назибу Жиганову. Назиб Гаязович спрашивает: «В какой тональности поешь?» А я не понимаю, о чем речь… Меня прослушали, и я впервые узнал, что у меня тенор-альтино. Сказали, что возьмут в подготовительную группу, но мест в общежитии уже нет и мне надо найти жилье на год. Я подумал и просто уехал обратно к себе в деревню.
- А как вернулись в консерваторию?
- Вернулся уже после службы в армии. Там я участвовал в концертах, пел на татарском языке. После армии устроился на работу в Нижнекамске. Однажды пришла телеграмма от Мингола Галиева: «Срочно приезжай в Казань на экзамены». Назиб Гаязович меня узнал и говорит: «Ну, беглый кряшен, мы же тебя уже однажды взяли, где ты ходишь?» Семь лет учился в консерватории. Учился у замечательных педагогов - заслуженного артиста Чувашии Михаила Федоровича Кольцова, затем у народной артистки ТАССР, заслуженной артистки РСФСР Альфии Гафиатулловны Загидуллиной. Спасибо им большое! Даже если у человека есть природный голос, его надо окультуривать, придать ему объем, правильное красивое звучание. Замечательный педагог - это подарок судьбы. Мне с педагогами повезло.
«Просыпаюсь и начинаю потихоньку мурлыкать»
- Сейчас многие родители стараются чуть ли не с пеленок сделать из своих детей звезд эстрады, и в три - четыре года детям уже начинают профессионально ставить голос…
- Ни в коем случае этого делать нельзя! У ребенка в этом возрасте связки только формируются. И такие нагрузки просто губительны. Да, он может выступить на каком-нибудь конкурсе, шоу. Но шоу закончится, а голос будет сломлен навсегда. Для ребенка, который мечтает о сцене, это может стать настоящей трагедией.
- Правда, что голос - это индикатор состояния человека?
- Голос - очень тонкий инструмент. На него влияет все - и настроение, и погода, и общее физическое состояние, и стресс. Иногда бывает так, что голос просто не звучит. Однажды был такой трогательный момент… На концерте почувствовал, что голос начал садиться. И вдруг зал стал подпевать мне. Вот так зрители поддержали меня.
- Как вы бережете свой голос?
- Конечно, певцу голос надо беречь и я его берегу, но без фанатизма. Все хорошо в меру. Я, например, могу с удовольствием зимой на улице съесть мороженое, и ничего плохого с голосом не случится. Но летом, в жару, холодную воду не пью. Не пью холодное молоко, кефир, другие молочные напитки. Это жиры, они обволакивают связки, и потом их очень сложно очистить. Голос надо любить и относиться к нему с уважением. Утром я просыпаюсь и начинаю потихоньку мурлыкать, чтобы постепенно разбудить голос.
Концерт под шум пролетающих над головой валенок
- Вы выступали на одной сцене с великим Иваном Семеновичем Козловским. Расскажите об этом уникальном концерте.
- Меня пригласили выступить на вечере, посвященном Ивану Семеновичу Козловскому. В концерте принимали участие замечательные исполнители - Анатолий Соловьяненко, Зураб Соткилава. Я а капелла исполнил татарскую народную песню «Әллүки». Закончил петь, и тишина - никто не аплодирует. Не знаю, сколько секунд это длилось, но я был в ужасе. И тут зал взорвался аплодисментами. С этим концертом связан еще один интересный эпизод. Я приехал в Москву и вижу, что у вагона стоит роскошная «Чайка». Я подумал: «Кого же так встречают?» Оказалось, меня! Первый и в последний раз в жизни я ездил на «Чайке».
- А в каком самом необычном месте вам приходилось выступать?
- И в полях перед комбайнерами пели, и в заводских цехах концерты «В рабочий полдень» устраивали. Однажды в Альметьевске концерт был в 7 утра для тех, кто работал вахтовым методом. И везде принимали замечательно. В Кировском районе в Казани была фабрика, где изготавливали валенки. В цехе потолки высокие. Пою и вдруг вижу, надо мной что-то пролетает. Сначала думал, птицы в цехе летают. Оказалось, это валенки, и летают они не просто так - это такой технологический процесс.
- Георгий Мефодиевич, вы не только поете, но и пишете стихи…
- Это с детства. Я всегда понимал природу. На учебу ходил в школу, которая находилась в соседней деревне Усали. Помню, как однажды в мае возвращался домой и увидел целое поле раскрывшихся ярко-желтых одуванчиков. Это было так красиво, что я застыл на месте… Видимо, в такие моменты и зарождались в душе музыка, поэзия. Я очень люблю свой район, свою родную деревню и всегда с радостью возвращаюсь туда. Спасибо односельчанам! Уже несколько лет подряд мы проводим праздник нашего села, который проходит очень гостеприимно, вкусно, весело, музыкально. Эти эмоции дают мне темы для стихов.