Гимн женщинам-победительницам
news_header_top_970_100

Гимн женщинам-победительницам

«Женский лик Победы» - так называется пятая симфония известного композитора Шамиля Тимербулатова.

Свое творение автор посвятил всем женщинам, воевавшим на фронтах и ковавшим победу в тылу. Слушателей захватывает необычное противопоставление двух звуковых элементов. Хрустально-чистый звук колокольчиков и виброфона, которые олицетворяют мирное летнее утро, и резкие аккорды оркестрового тутти – это тревожные звуки начинающейся войны. Они воспринимаются как удары судьбы. Симфония стала настоящим гимном славы женщинам-победительницам.

Эта красивая симфония заняла достойное место в творчестве композитора, в котором начисто отсутствует мелкотемье. Шамилю Тимербулатову в своих произведениях удается не просто приковать внимание современных людей к важнейшим явлениям истории и духовной культуры татарского народа, но и сказать о них веское слово, как он это сделал в четвертой симфонии «Ышаныч» («Надежда»). Автор ввел в симфонию хоровую группу, исполняющую удачно подобранные поэтические тексты классика Габдуллы Тукая и талантливого поэта нашей современности Равиля Файзуллина.

Поэзия таких мастеров не только способствует детальному раскрытию основного замысла произведения, но и позволяет определиться во времени и пространстве истории татарского народа: пробуждение духовной культуры в период просветительства (I часть), скорбная память о национальной трагедии ХVI века (II часть) и эпоха возрождения духовной культуры на рубеже ХХ и ХХI веков (III часть). Принцип драматургии произведения основан на смене разных эмоциональных волн – радости, скорби, гордости и торжества, следующих в сквозном едином развитии, которому подчинены все средства музыкальной выразительности.

Полным контрастом воспринимается другое произведение Шамиля Тимербулатова – Концерт для фортепиано с оркестром №1 «Моя Казань». Музыка его полна удивительной энергии, удали, безграничной радости. Оно звучит на одном дыхании. Композитор смело продолжает традиции синтеза академической и эстрадной музыки. Чтобы воплотить столь противоположные образы, маэстро не только великолепно применяет различные средства музыкальной выразительности, но и умело отбирает самое необходимое и наиболее действенное. «Расточительство» средств и перегрузка партитуры громогласными звучаниями меди и ударных ему абсолютно не свойственны. Он всегда стремится к лаконизму выражения, тщательному отбору и точному использованию средств.