Три козыря – Екатерина II, Гагарин и Пешков
Селу Красновидово за всю его историю везло три раза. Сначала, когда, согласно легенде, Екатерина II во время своего путешествия по Волге сошла на берег в этом месте и, обозрев с высокого обрыва окрестности, в восхищении изрекла: «Какой красный вид!»
В следующем веке эти места с подачи деятеля русского сельского хозяйства князя Сергея Гагарина оказались под влиянием его садоводческой экспансии – и яблоневые сады стали непременным их атрибутом. Третий раз удача улыбнулась, когда сюда весной 1888 года по приглашению своего друга Михаила Ромася Алеша Пешков, прославивший себя позже в качестве писателя Максима Горького, прожил здесь несколько месяцев.
Но от самой по себе удачи проку мизер, если ее не применить с толком. Местные же жители оказались из толковых: во-первых, заимели звучное название для села, а во-вторых и в-третьих, весьма выгодно распорядились небогатым, прямо скажем, наследством уже весьма далекого прошлого.
Речь об остатках былой яблочной роскоши и короткого эпизода жизни, который максимум на что тянет, так это даже не на сессию, а зачет в «Жизненных университетах» основоположника литературы социалистического реализма. Все это в итоге вылилось в создание в 1979 году единственного сельского музея Максима Горького и музейно-фольклорного республиканского праздника «Яблочной Спас в Красновидово», принимавшего гостей в прошедшую субботу уже в восьмой раз.
Классик вернулся в бронзе
Конечно, самим красновидовцам организовать такое масштабное мероприятие было бы не под силу. Главную организационную роль играют Национальный музей Татарстана совместно с администрацией Камско-Устьинского района при поддержке республиканского Министерства культуры. А в этом, особенном году – 155-летия Максима Горького и 135-летия его приезда в село, к событию оказался причастен и Раис РТ Рустам Минниханов.
Глава региона поддержал историко-культурный и просветительский проект «Горький и Красновидово», инициированный русским национально-культурным объединением РТ и объединившим вокруг себя исследователей, этнографов, писательскую музейную общественность.
Сам проект включил в себя подготовку и издание книги, съемку документального фильма, фольклорные экспедиции и воссоздание традиционной одежды жителей знаменитого села, написание картины о пребывании Горького в нем и многое другое. В том числе и открытие на здании музея мемориальной доски. С ее открытия 19 августа и стартовал праздник.
Первый заместитель министра культуры РТ Юлия Адгамова, приветствуя гостей, сказала:
Биография Максима Горького не менее интересна, чем его произведения. Сегодня мы открываем памятную доску на том месте, где он находился пусть и не столь продолжительное время, но которое, несомненно, повлияло на его духовное и творческое развитие. Увековечение этого событие очень важно для всех нас.
Заведующий отделом информационно-технического обеспечения Управления делами Раиса РТ Евгений Ефимов отметил автора доски:
Прекрасная работа скульптора Тимофея Тюрина. Мы уверены, что благодаря таким вот событиям, как наше, и наполнению музейной экспозиции приезжать в Красновидово у людей будет желание не только в Яблочный Спас, но и в обычные дни. Это село того стоит.
Алексей Максимович на мемориальной доске изображен куда в более зрелом возрасте, чем в красновидовский период. Скорее, это образ уже живого классика, вернувшегося в Советскую Россию из Италии в 1928 году.
Когда он жил здесь, то был еще безусым. Кто же его таким узнает? А образ должен быть узнаваем. Я не брал за основу какое-то одно изображение Горького. Скорее, его образ больше собирательный. Хотелось показать не «буревестника революции», а простого, немного уставшего человека. Кстати, на многих фото Горький именно таким и запечатлен. Думается, в такие моменты он бы согласился вернуться сюда, чтобы немого отдохнуть, – раскрыл свой замысел для «КВ» Тимофей Тюрин.
Чеховский дух и коньячок
Ну если Алексей Максимович и стремился, пусть хотя бы мысленно, в Красновидово, чтобы дать себе роздых, то гости праздника прибыли сюда совсем за другим – зрелищами, эмоциями и открытиями, в том числе и гастрономическими. И надо сказать, получили это – не зря проделали путь в 90 километров те, кто ехал их Казани.
Прелюдией торжества можно назвать чаепитие в музейном саду. Очень точно описала его атмосферу, созданную сотрудниками Национального музея, выступающих в самых разнообразных ролях, Сэсэгма Бубеева:
На самом празднике я второй раз, но на посиделках в саду впервые. Почувствовала себя так, будто в другую эпоху перенеслась. Раньше такие вот застолья с чаепитием в саду среди деревьев, когда тут же рядом готовят варенье в тазах, я только на старинных фотографиях или в фильмах про то время видела. Чем-то чеховским от всего этого веет.
К тому же председатель национально-культурной автономии бурят Казани призналась, что коренному жителю Бурятии такое вообще в диковинку – срывать яблоки прямо с дерева.
У нас они вообще не растут. Так что, первое время, когда переехала в Татарстан, меня это удивляло. А сегодня вот еще новые эмоции испытала, – сказала Сэсэгма Бубеева.
Одна из тех, кто создавала этот литературно-гастрономический антураж, Людмила Солянова. Они с коллегой колдовали над чашами со сладким варевом.
Сколько сортов варенья предлагаете отведать сегодня?
Рецептов у нас много, а уж сколько успеем воплотить – столько успеем. Припасли классику – ванильный сахар и корица, но есть еще и апельсин, и даже острый перец, а также – бадьян и другие травы. И коньячок, но не для градуса – он выветривается при термической обработке, а для аромата, – открыла секрет сотрудница отдела культурно-образовательных программ.
Был урожай да весь вышел
Что касается главного аромата – яблочного, то в этом году он оказался не столь ярко выраженным. И неудивительно, ведь плодов, обычно в изобилии свисающих с ветвей и усыпающих траву, под деревьями особо не наблюдалось.
Ситуацию прояснила директор музея Ольга Артамонова:
На самом деле, урожай яблок должен был быть просто отличный. Весной-то как яблони цвели! И именно у нас – в музее такое, в самом селе не было яблок ни у кого. Вот кое-где еще до сих пор подпорки видны, которыми ветви укрепляли, чтобы они под тяжестью яблок не обломались. Но попадали раньше времени, кучами прямо под деревьями лежали. Ни одного дождя ведь за лето не выпало. Хотя пытались поливать, может, оттого чуть-чуть да спасли. То, что еще есть немного на ветках, это осенние сорта – антоновка и анис.
Деревья в саду сажали в 1979 году, в день открытия музея. Я, помню, училась тогда в третьем классе. А яблони до сих пор живы и плодоносят, потому что ухаживаем за ними, прививаем. Хотя старые постепенно отходят, но мы и обновляем посадки. В 2018 году со школьниками заложили Горьковскую аллею – семь яблонь посадили. Они уже плодоносят. Так что даже в неурожай, есть чем гостей попотчевать на Яблочный Спас.
Уйти из такой уютной и гостеприимной обстановки, да еще и из тени яблонь на солнцепек, непросто. Но высокий волжский утес Венец, рядом с которым и располагалась главная площадка праздника, призывал к себе.
По дороге на берег слова директора музея о яблочном неурожае в селе нашли свое подтверждение. Попалась на встречу пожилая женщина с пустыми ведрами, она посетовала, что только зря приехала в село.
Мы тут уже давно не живем, дом забросили, за яблоками только и наведываемся. А в этом году пусто! Видать, жара проклятая, спасу нет.
Зато Спас есть Яблочный! Пошлите с нами праздновать!
В ответ женщина лишь отмахнулась пустым ведром. И зря, потому как там нашлось бы ей, чем себя утешить. А так недобрая примета – баба с пустыми ведрами навстречу, только ей самой и аукнулась.
Рецепты духовные и сладкие
Что касается самой главной площадки, то происходившее там во многом перекликается с тем, что можно увидеть на любом другом народном празднике, в коих в республике недостатка нет.
У яблока нет национальности, оно ни татарин, ни русский, ни мордвин и никто другой, в чьем бы саду оно не выросло, – как верно подметил глава Камско-Устьинского района Наиль Вазыхов.
На сцену выходили, сменяя друг друга, самодеятельные коллективы сельских районов, зазывали к себе различные мастер-классы, на ярмарке народных промыслов фермеры и садоводы предлагали гостям свою продукцию и яства, проводись кулинарные конкурсы. Завершилось все выступлением фолк-групп Zakaria и «ЖИВаGO». Остаться равнодушными, как и голодными, у гостей просто не было шанса.
А еще те, кто побывал в Красновидово, теперь знают рецепт приготовления яблочных веселенок. Берите на заметку. Надо взять русские народные песни, добавить яблочный смысл, размешать, затем взбить кусочки прошлой и нынешней жизней и вылить это все в уже готовую массу, сверху посыпать фантазией, юмором да традициями бабушек и дедушек, и еще – яблочные веселинки употреблять сразу целиком нельзя. Вкуса не почувствовать. Их надо пробовать кусочками и делиться с другими.
Об этом поведали ведущие программы, а вот основной секрет рецепт яблочных веселенок раскрывать не стали. Предложили угадать его гостям. Оказалось, главное – делать с любовью! Первой угадала Валентина Сотникова из Казани.
А у нас в семье все, что ни делается, все – с любовью. Внуки говорят про меня, что бабуля пироги печет с любовью. Я шесть внуков воспитала, – сказала, получая приз, ветеран труда и почетный донор России.
Впрочем, можно было узнать здесь и настоящие кулинарные рецепты. Например, яблочного меда, ставшего одним из победителей конкурса на лучшую сладость. Автор Зульфия Мухамадеева считает, что рецепт этого блюда интересен тем, что для него яблоки можно использовать целиком – с кожурой и сердцевиной, которые многие хозяйки выбрасывают. А между тем, в кожуре содержится много пектина, именно он придает остывшему сиропу структуру желе и делает продукт похожим по структуре на мед.
Итак, запоминайте или записывайте, кто не надеется на память. Порезанные яблоки складывают в кастрюлю и заливают полностью водой. Варят на небольшом огне до полного разваривания. Затем варево надо скинуть на дуршлаг и отцедить сок. Добавить в него сахара из расчета 1 кг на 1 литр, лимонную кислоту и снова поставить вариться. Когда сок станет похож на густой сироп или желе, можно считать, что яблочный мед готов.
Ангелы танцуют под «Яблочко»
Вдохновленности празднику придало представление ЭКА-театром «Антоновка» интерактивного спектакля «Время ангелов. Белая лодка». После его просмотра, возможно, кто-то больше узнал о том, как ангелы участвуют в жизни каждого из нас. И все это пусть и не в каноническом смысле переплелось с традициями Яблочного Спаса, восходящими к христианскому празднику Преображения Господне.
Думается, спектакль не обязательно был приурочен к празднику в честь Спасителя, но, когда все делаешь правильно, смыслы начинают совпадать как бы сами собой.
Несмотря на свою традиционность, «Яблочный Спас в Красновидово» каждый раз получается в чем-то новый. Он словно песня-частушка «Яблочко», обретшая популярность среди революционных солдат во время Гражданской войны в России. Простота формы этих куплетов-частушек приводит к большой легкости их интерпретаций, когда путем замены одного-двух слов достигается новое звучание, казалось бы, привычного всем произведения.
Эх, яблочко,
Да куда котишься?
Ко мне в рот попадешь —
Да не воротишься!
В случае с красновидовским Яблочным Спасом, к счастью, это не так, и сюда всегда можно возвратиться в субботний день середины августа. Ангелы обычно не танцуют под «Яблочко», но здесь такое случается.