История первого женского журнала на татарском языке началась в далеком 1913 году. Основатель журнала - Якуб Халили, учитель, просветитель. Он был из небогатой семьи. После смерти первой супруги женился на дочери сибирского промышленника. Причем инициатором женитьбы была эта образованная девушка, которая поддерживала просветительские идеи мужа. Журнал «Сююмбике» был открыт на приданое, которое подарил на свадьбу отец невесты. Издание было светского направления. Наряду с чисто женскими темами (мода, кулинария) важное место на страницах журнала уделялось социальным проблемам, семейным вопросам, воспитанию детей. Позже Якуб Халили был репрессирован за «пропаганду буржуазного образа жизни». В 1926 году, после исторического перерыва, журнал начал выходить вновь под названием «Азат хатын» («Освобожденная женщина»). Там работали Хади Такташ, Гульчира Гафурова - первая женщина-татарка, ставшая редактором. Она возглавляла издание в страшные 1931-37-е годы и также была репрессирована. Эстафету переняла Рокыя Ахметшина, собравшая вокруг журнала ведущих литераторов того времени, среди которых были Муса Джалиль, Адель Кутуй, Мирсай Амир и многие другие талантливые поэты и писатели. В 1941 году случился еще один перерыв в издании журнала, после которого его возглавила легендарная Асия Хасанова. «Азат хатын» становится одним из самых тиражных изданий СССР, награждается орденом «Знак почета». В те годы тираж его доходил до полумиллиона экземпляров. Журнал распространялся во всех регионах Советского Союза и во многих странах мира, где проживали татары. Для них это была связь с исторической родиной, родной национальной культурой. Развал СССР и смена названия (в 1992 году журнал вернулся к изначальному названию «Сююмбике») оборвали эти нити, но тем не менее у журнала и сегодня есть тысячи читателей не только в России, но и в странах СНГ, Америке, Германии, Финляндии, Китае, во Франции и даже Австралии.- 100 лет для журнала - это, безусловно, много. Он пережил трагические времена: репрессии журналистов, несколько закрытий. Но он все равно возрождался. Значит, идея, которая в издании была заложена изначально, - просвещение, пропаганда семейных ценностей - оказалась верной и актуальной для любого времени, - рассказала главный редактор журнала «Сююмбике», член Союза писателей РТ Ляйсан Юнусова. - Социальная защита материнства и детства, пропаганда семейных ценностей были и остаются нашими главными темами. Еще одна важная задача издания - помогать женщине быть успешной в обществе и жизни. Неслучайно журнал «Сююмбике» отмечен множеством профессиональных наград.На рынке сегодня много изданий на татарском языке, море женских журналов на русском, но, в отличие от них, «Сююмбике» не просто семейное, а общественно-политическое и литературно-художественное издание. В нем можно найти и помощь в решении злободневных проблем, и стихи, и советы психолога, и мастер-классы по кулинарии и рукоделию... «Сююмбике», на котором выросло уже несколько поколений татар, принято считать «маминым» журналом. Но он не только для мам. Мы работаем для современных женщин - активных, думающих, деятельных и при этом не чуждых национальной культуре. Поэтому он интересен самым разным категориям читательниц.
КстатиЖурнал «Сююмбике» совместно с общественным объединением татарских женщин «Ак калфак» в 1999 году учредил ежегодную награду «Серебряный браслет». В разные годы красивый серебряный браслет авторской работы был вручен композитору Софии Губайдулиной, певице Фариде Кудашевой, директору школы с этнокультурным компонентом Лемме Гирфановой (г. Москва) и многим другим выдающимся женщинам-татаркам со всего мира.
КстатиЖурнал «Сююмбике» совместно с общественным объединением татарских женщин «Ак калфак» в 1999 году учредил ежегодную награду «Серебряный браслет». В разные годы красивый серебряный браслет авторской работы был вручен композитору Софии Губайдулиной, певице Фариде Кудашевой, директору школы с этнокультурным компонентом Лемме Гирфановой (г. Москва) и многим другим выдающимся женщинам-татаркам со всего мира.