На днях Игорь Иртеньев побывал в Казани. Встретились мы с ним после концерта в доме его казанских друзей Натальи и Натана Антроповых.
- Приезжаешь в Казань, и ощущение, будто попадаешь совсем в другой мир. Тысячелетие явно пошло городу на пользу. Много изменений в лучшую сторону, - сказал Игорь Моисеевич. - Первый раз я приезжал сюда лет десять назад. Так прежний город и сегодняшний - небо и земля. Не могу не отметить вашу крупнейшую в Европе мечеть Кул Шариф. Она такая красивая! Я даже стал всерьез подумывать: не перейти ли мне в ислам?
«Подайте, граждане, поэту!»
Подайте, граждане, поэту!
Ему на гордость наплевать.
Гоните, граждане, монету,
Поэтам нужно подавать.
- Каково быть поэтом в газете? Как сочетаются в вас поэт и журналист?
- Скажем так: голод не тетка. Сочетается-не сочетается, не об этом разговор. Это вопрос привычки, самодисциплины, профессионализма. Я привык работать в таком режиме. Это помогает держаться в тонусе. Мое дело - выдать ударный текст с ударной концовкой. Но к поэзии это имеет уже... непрямое отношение. Хотя в целом вещи получаются вполне кондиционные. Да, это графомания. Но надеюсь, в высоком смысле. Я чувствую себя некомфортно, когда не пишу.
СПРАВКА
Игорь Иртеньев родился в Москве. Окончил Ленинградский институт киноинженеров, 20 лет работал на телевидении механиком по обслуживанию киносъемочной техники. Писать сатирическую прозу и стихи начал после тридцати. В 90-е годы редактировал иронический журнал «Магазин», учрежденный Михаилом Жванецким. Несколько лет еженедельно появлялся в образе поэта-правдоруба в программах Виктора Шендеровича «Итого» и «Бесплатный сыр». Его стихи переведены на 10 языков мира. Автор либретто мюзикла «Веселые ребята», созданного к 75-летию великой кинокомедии. Лауреат премий «Золотой Остап», «Тэффи», премии Союза журналистов «Золотое перо».
- Как вы находите темы для таких журналистских стихов?
- По-разному. Если речь идет о газете «Газета», то комментирую те материалы, которые вышли у нас в свежем номере. В день выхода газеты их читаю, а на другой день появляется мой комментарий. В программе Виктора Шендеровича - другая история. Он мне дает темы сам. Бывает, не совсем понимаю, о чем надо писать, но все эти проблемы решаемы.
- Ваше творчество изучается в университетах. Не ощущаете себя классиком?
- Да не творчество...
- А что?
- То, что натворил. Ну, мои стихи действительно изучаются на факультативах, по ним даже дипломы защищают. Это приятно конечно. Но классиком себя не ощущаю.
- В многотомном издании «Антология сатиры и юмора России XX века» пятый том полностью отдан вашему творчеству...
- И это очень приятно.
«Мне для Алки
ничего не жалко»
Мне для Алки ничего
не жалко,
Кто бы там чего
ни говорил.
Я недавно Алке зажигалку
За пятнадцать тысяч
подарил.
- Игорь Моисеевич, что вы читаете?
- В большом количестве читаю стихи разных поэтов, книги Василия Аксенова. Жену свою Аллу Боссарт очень люблю читать. И вовсе не потому, что она моя жена, а потому, что талантливый писатель. Не зря ее последний роман «Кузнечик» был номинирован на Букеровскую премию. А предыдущий сборник «Скрэббл» получил самые высокие оценки специалистов.
- Критически читаете?
- Восторженно! Она предмет моей гордости, человеческой и профессиональной.
- Значит, у вас нет профессионального соперничества и ревности?
- Наоборот, мы радуемся успехам друг друга! Алла в отличие от меня профессиональный редактор - она журналист с 30-летним стажем. И ее взгляд со стороны, профессиональный и доброжелательный, мне очень важен.
Когда у меня запарка, она даже иногда за меня стихи пишет.
- А вы за нее романы?
- Если она может меня заменить, то я ее - нет.
КСТАТИ
В прошлом году Игорь Иртеньев отпраздновал 60-летний юбилей. И хотя он получил пенсионное удостоверение, пенсионером себя не ощущает. Ведь к нему продолжают обращаться «молодой человек». От удостоверения одна польза - оно дает право бесплатного проезда на общественном транспорте в Москве.