В 1999 году в Казани появился первый негосударственный дом временного пребывания беспризорных детей, который открыло не государство, а один человек. Почему архитектор Рустем Шайхутдинов решил организовать приют для трудных мальчишек и девчонок? На этот вопрос Рустем отвечает, что так сложились жизненные обстоятельства. С тех пор он на собственные средства обеспечивает приют продуктами, одеждой. Ежемесячно эти расходы составляют не менее 15 тысяч рублей. Помогают и казанцы, которые знают о существовании приюта, - они привозят крупу, одежду - в общем, кто что может. Помимо подвала в Казани Рустем построил за городом дом и организовал для ребят летний лагерь.
История этого необычного центра такова. Городской клуб "Подросток" выделил для социального фонда Рустема Шайхутдинова "Грин хаус" ("Зеленый дом") подвал в доме на улице Рабочей молодежи. Подвал расчистили и открыли там социальную столовую. Потом столовая превратилась в неформальный приют и клуб "Помоги себе сам". Сейчас планируется перевести его в ранг кризисного центра для детей, оставшихся без попечения родителей.
Поначалу детей сюда приводила милиция. Но слух о доме, в котором в любое время можно найти приют, еду и ночлег, быстро разнесся по городу. Только за три года через центр прошло около 130 детей и подростков. В основном это сироты при живых родителях. Здесь их кормят, моют, одевают, дают возможность ночевать не на улицах, в теплотрассах, а на кроватях, заправленных свежим бельем, от которого бродяги давно уже отвыкли.
Работать с маленькими гаврошами очень сложно. Дети улиц - отличные психологи. Они знают, на какие струны души взрослого человека надо нажать в тот или иной момент, умеют разжалобить. К тому же они умудряются воровать даже здесь, в доме, где им дали приют. Воруют, убегают, а потом через несколько дней, когда деньги кончаются, возвращаются, смотрят невинными глазами и остаются здесь до следующего воровства. Потом снова приходят с повинной...
Летом Рустем провел эксперимент: отправил детей на остров, где есть дом, все необходимое для жизни, и оставил их совершенно одних, без взрослых, - такой своеобразный проект "Последний герой". Девять мальчишек от 10 до 17 лет, может быть, впервые в жизни оказались в ситуации, когда каждый вынужден был отвечать не только за себя, но и за другого, когда приходилось считаться с мнением товарищей. Они выдержали только две недели подобной "свободы" и стали проситься в город. Интересно, что даже в такой ситуации пацаны воровали. В тех местах на реке отличный клев, но мальчишки сами не удили, а воровали рыбу, которую ловил для них же (!) парень, привозивший на остров продукты.
Психологи говорят, что главная беда уличных детей - ИМ НИЧЕГО НЕ ИНТЕРЕСНО В ЭТОЙ ЖИЗНИ. Они не читают, не учатся, не работают, но могут часами смотреть телевизор, валяться на кровати, слушать музыку. Рустем думал, что, может быть, занятия музыкой их заинтересуют. Купили музыкальные инструменты и создали ансамбль "Сирота казанская". Поначалу ребята загорелись идеей петь и играть, но вскоре оказалось, что и это им неинтересно.
Но все же они возвращаются в приют. Не так давно парень из приюта решил вернуться домой. Пришел, за дверью услышал, как пьяный отец ругается с матерью. Он даже не стал звонить в дверь, а повернулся и ушел. Ушел снова в приют. О том, что сына нет дома уже несколько дней, родители так и не вспомнили...
Конечно, у каждого из этих неблагополучных ребят своя история. У каждого свои проблемы и свои претензии к взрослому миру. Между прочим, уличными становятся не только дети из семей алкоголиков, бомжей. На "уличную охоту" выходят и дети из благополучных, обеспеченных семей. Они идут на улицу как на работу: надевают старые потертые джинсы, майки, куртки и отправляются на Баумана добывать карманные деньги. И добывают их кто как может: попрошайничают, воруют, выполняют мелкие поручения. 12 - 13-летние девочки стоят у дорог и обслуживают взрослых дядей по полной программе. И не оттого, что им это приятно или очень хочется. Просто так они чувствуют себя самостоятельными, "как большие". И что удивительно - родители чаще всего даже не догадываются о взрослом, подчас криминальном промысле своих умненьких, воспитанных, примерных мальчиков и девочек.
Дети улиц живут только сегодняшним днем, не думая, что их ждет завтра. У них и мысли нет, что жизнь большая, что они вырастут и им придется как-то устраиваться в этой жизни, заводить семью, детей...
Кто-то назвал их инопланетянами. И это действительно так. Они инопланетяне. Психологи утверждают: если ребенок полгода провел на улице, то возврат к нормальной жизни практически невозможен, потому что его жизненные принципы полностью меняются. Он начинает жить по волчьим законам улицы. Подавление слабого, покорность и подчиненность сильному, человек человеку волк - вот по каким законам они живут и по-другому жить уже не умеют. Чтобы стать не "браком" общества, а полноценным человеком, им надо менять жизненные ориентиры. А для этого необходимо, чтобы с каждым ребенком кропотливо работал психолог. Иначе уже сегодня можно готовить миллионы посадочных мест в тюрьмах и колониях.
- Но все это только последствия, - говорит Рустем. - По большому счету надо начинать с родителей. Это в первую очередь в их головы надо вкладывать знания о том, как налаживать отношения в семье, как воспитывать ребенка. И конечно, большая ответственность лежит на школе. Раньше, если ребенок не пришел в школу, то на следующий день классный руководитель бежал домой к ученику узнать, что случилось, не нужна ли помощь. А сейчас мальчишка в школу не ходит несколько недель, и хоть бы хны: у учителей полное спокойствие по этому поводу. Результат такого равнодушия - переполненные детские дома, резкое увеличение числа беспризорников, открытие новых приютов.
Ольга ИВАНЫЧЕВА.
P.S. Если вы хотите помочь ребятам из дома временного пребывания беспризорных детей и подростков продуктами, одеждой, постельным бельем, различными моющими средствами, средствами личной гигиены, то вас ждут по адресу: Казань, ул. Рабочей молодежи, 9, вход с торца здания. Тел. 38-09-11.