Ирина Полякова в два года лишилась голеней обеих ног, попав под трамвай. Воспитывалась в Зеленодольском детдоме. Окончила училище и стала мастером по пошиву мужской верхней одежды. В большой спорт пришла после 30 лет. Участвовала в Параолимпийских играх в Нагано, Солт-Лейк-Сити, где завоевала серебро. А в 2006 году в Турине стала победительницей в лыжной эстафете 3х2,5 км. В 2007 году на Кубке мира завоевала сразу четыре медали. Самая дорогая – золото в биатлоне на дистанции 10 километров. В Ванкувере заняла четвертое место на дистанции 2,4 км. Призер чемпионатов мира и Европы по плаванию, армспорту и биатлону. Таких успехов она достигла под руководством своего тренера Фариды Сафиуллиной. Ирина Полякова - заслуженный мастер спорта России. Указом Президента РФ награждена орденом «За заслуги перед Отечеством II степени» и медалью «За доблестный труд». Ее сыну Виталию 16 лет. Для мамы он лучший друг и помощник.
Носки для семьи и тренера
- Ирина Васильевна, это была ваша четвертая Олимпиада, в чем отличие ее от предыдущих?
- Как и на прошлых Играх, Россию представляли 23 спортсмена. Но в этот раз у нас была большая группа поддержки. Правда, обидно, что для тренеров в делегации места не нашлось. Они попали в Ванкувер с большими сложностями. …Самые яркие впечатления у меня остались после первой Олимпиады. Потом было спокойнее. В Ванкувере я впервые побывала в прошлом году, эту олимпийскую трассу знала, поэтому страха не было. Только легкое волнение. Но после старта оно уходило. На соревнования я всегда беру с собой вязание. В Ванкувере в перерывах между стартами успела связать пять пар носков для всей семьи и тренера.
- К Олимпиаде в Сочи уже начали готовиться?
- В Ванкувере думала: хватит, довольно с меня! Но прилетела домой, немного остыла, и теперь другие мысли: а почему бы нет? Я в хорошей спортивной форме. Тренируюсь, делая это с огромным удовольствием, и знаю, что могу составить конкуренцию молодым спортсменкам. Люблю кататься, особенно на природе, – зимой на лыжах, летом на роллерах. Даже в дождь это прекрасно.
- Насколько отличается система подготовки спортсменов-инвалидов в Европе, Америке и в России?
- Сравнивать невозможно. Там отношение к инваспорту совсем другое. Инвалиды к соревнованиям даже такого высокого уровня относятся проще и легче. Для них это в первую очередь общение, тусовка. Они с удовольствием выходят на старт, с радостью поддерживают друг друга, общаются. И не стремятся к победе, чтобы заработать призовые. Видимо, они более обеспеченные и благополучные люди. Выиграл - отлично, молодец! Не выиграл - все равно молодец!
- А у нас неудачное выступление сборной на Олимпиаде превращают в национальную трагедию…
- К этому результату мы шли. Лет 10 назад почти все спортклубы и секции для детей позакрывали. А те, что остались, работают на платной основе. Платить приходится за все. Например, если родители хотят отвести ребенка в секцию хоккея, то инвентарь нужен свой, форма своя. За лед тоже приходится платить, отдельно оплачивать работу тренера… Выходит очень накладно. Спорт стал недоступен для многих.
А наша большая проблема – невозможно достать специальные санки, на которых катаются спортсмены-инвалиды. Мы называем их «боб». Промышленность такие просто не выпускает. Было бы замечательно найти какой-нибудь цех или частную мастерскую, где нам делали бы санки на заказ.
- Не планируете заняться тренерской работой?
- Хотела бы набрать детей и молодежь, но боюсь переборщить со своей требовательностью и строгостью. Есть во мне такое… Но другими методами высоких результатов в спорте не добьешься.
Никогда не опускайте руки!
- В кого у вас такой сильный, бойцовский характер?
- Я воспитывалась в Зеленодольском интернате, жила среди здоровых детей. Слава богу, что меня не отправили в специнтернат для детей-инвалидов. Там они живут обособленно, их опекают. Это лишает человека самостоятельности. А меня не опекали. Я делала то же, что и здоровые ребята, – убиралась, дежурила, играла, бегала. Стремилась от них ни в чем не отставать. И поблажек мне не было. Спасибо классной руководительнице и учителю физкультуры Тамаре Степановне. Она говорила: «Все на лыжи!» - «И я тоже?» - «И ты тоже! Чем ты хуже других?» Я была активной, подвижной девочкой. Мне все было интересно. Все лезут на забор – и я лезу. Все бегут кататься на лыжах или коньках – и я. Еще мне повезло на хороших людей. Они не жалели меня, не оберегали от трудностей, а направляли по жизни. Я считаю, что детей с ограниченными физическими возможностями надо воспитывать и учить вместе со здоровыми. Чтобы ребята не чувствовали себя чужими в этом обществе. А были приспособлены к жизни, умели общаться и налаживать отношения.
- Что посоветуете родителям, воспитывающим детей-инвалидов?
- Знаю, что многие родители, у которых рождаются больные дети, находятся в шоке и глубокой депрессии. Они озлобляются, ставят на себе и ребенке крест. Нельзя опускать руки! Надо дать детям хорошее образование, чтобы они смогли чего-то достичь в жизни. Это очень важно, потому что мы не вечны, а им жить дальше. А как они будут жить, если их не научить самостоятельности? Иначе ребенок всю жизнь будет беспомощным, сидеть и плакать: я никому не нужен, я ничего не могу... Очень важно заниматься с ребенком спортом, развивать его творческие способности, как бы трудно это ни было. Сейчас возможности очень большие – реабилитационные центры, специалисты, тренажеры... Все это доступно. Было бы только у родителей желание серьезно заниматься развитием и здоровьем ребенка.
Выбирайся из четырех стен
- Почему одни вопреки всему достигают успеха, а другие даже не пытаются изменить жизнь к лучшему?
- Все зависит от характера. Многие инвалиды, да и здоровые люди тоже, замкнулись в четырех стенах и, кроме своих забот, ничего не хотят знать. Причем даже не пытаются вырваться из привычного круга! Многие считают, что во всех их бедах виновато государство. Они сидят и ждут, что кто-то придет и решит их проблемы: «Они мне обязаны!» Я всегда говорю: никто ничего тебе не обязан! Все в твоих руках! Однажды инвалиды-колясочники обиделись на меня: «Вам легко так говорить, вы же здоровы!» Оказывается, они даже не подозревали, что у меня нет ног. А когда узнали, сразу замолчали.
Государство платит инвалиду пенсию, предоставляет возможность проходить реабилитацию. А остальное - все сам. Если ты художник – отправляй свои работы на выставки. Если вышиваешь, вяжешь – создавай эксклюзивные модели, устраивай показы, шей и вяжи на заказ. Есть тяга к писательству – пиши книги и отправляй их в разные издательства. Любыми путями заявляй о себе, выбирайся из своих четырех стен. Если в человеке есть стремление чему-то научиться, чего-то достичь, то никакая болезнь не остановит. Нет рук? Люди берут в рот кисти, карандаши и рисуют потрясающие картины. Из любого положения можно найти выход.
- Но не каждый осмелится заявить о себе - как-то неловко, неудобно…
- Да, очень многие стесняются своих физических недостатков. Боятся, что над ними будут смеяться, поэтому и не ходят в спортзал и бассейн, а сидят дома. Так спокойнее. Когда я в первый раз пришла в бассейн и сняла протезы, врач спросила: «Как же вы будете плавать? Это ведь некрасиво…» И такое сказал человек, который должен помогать! Сейчас мне все равно, кто и как на меня посмотрит и что скажет… А тогда было неприятно и больно. Но благодаря поддержке друзей и своему характеру я не хлопнула дверью, продолжала тренироваться. Однако другого такая фраза могла просто сломать.
- В других странах подобное отношение к инвалидам просто невозможно…
- ...там для людей с ограниченными возможностями открыты и доступны все спортзалы, бассейны, фитнес-клубы, где они занимаются вместе со здоровыми. Никто их не унизит, не будет показывать пальцем. Причем если инвалид платит за свои тренировки, то сопровождающий его человек может посещать спортзал бесплатно. Там все предусмотрено для удобства и комфорта инвалидов: лифты, пандусы, поручни… У нас до этого, к сожалению, пока далеко. Будь у меня возможность, я сделала бы в Казани хороший спортзал, специально оборудованный для инвалидов. С комнатой отдыха, где после тренировки можно было бы попить чай, пообщаться.
Экскурс в историю
Появление инваспорта связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гуттмана. Во время Второй мировой войны на базе Сток-Мандевильского госпиталя в английском городе Ейлсбери он учредил Центр лечения спинальных травм. Группа спортсменов-инвалидов состояла из 16 парализованных мужчин и женщин, бывших военнослужащих. Впервые их состязание прошло 28 июля 1948 года. Дата начала соревнований символически совпала по времени с открытием Олимпийских игр в Лондоне.
В 1956 году Гуттман выработал Хартию спортсменов-инвалидов. В 1960 году в Риме, через несколько недель после завершения XVII Олимпийских игр, были проведены международные соревнования инвалидов. В них участвовали 400 спортсменов из 23 стран. В 1964 году в Токио состязания проходили по семи видам спорта, и именно тогда впервые был официально поднят флаг, сыгран гимн и обнародована эмблема Параолимпийских игр - красная, синяя и зеленая полусферы, которые символизируют ум, тело, непокорный дух.
Затем Параолимпийские игры прошли в Тель-Авиве. А в 1972 году в Торонто в них участвовало рекордное для того времени количество параолимпийцев - более тысячи из 44 стран. С каждыми следующими Играми их число увеличивалось, расширялась география стран-участниц, росло количество видов спорта. Советские спортсмены присоединились к параолимпийскому движению в 1988 году в Сеуле.