Искандер Магдеев: Отец мог бы продолжить династию священнослужителей

20 лет назад ушел из жизни известный писатель, ученый-литературовед, обладатель звания «Народный писатель РТ», лауреат Государственной премии РТ имени Г.Тукая Мухаммет Магдеев.

news_top_970_100
Мухаммет Магдеев родился в 1930 году в деревне Малый Муй (сегодня - деревня Губурчак) Арского района в семье муллы. Закончил Арское педагогическое училище, работал пионервожатым. В 1950 - 1954 годах служил на Балтийском флоте, заочно закончил Казанский педагогический институт, учился в аспирантуре КГУ, защитил диссертацию на соискание степени кандидата филологических наук. Пришел в литературу как критик и литературовед. Он автор романов, повестей, мемуаров и многих других произведений - «Фронтовиклар» («Фронтовики»), «Торналар тошкэн жирдэ» («Там, где гнездятся журавли»), «Кеше китэ, жыры кала» («Человек уходит, песня остается»), «Бэхиллэшу» («Прощание»), «Мэнгелек яз» («Вечная весна»), «Ут чэчэге» («Огненный цветок»), «Ачы тэжрибэ» («Горький опыт»). Выход каждой книги писателя становился значительным событием для татарской прозы. Также он автор нескольких научных монографий, составитель и соавтор учебников и пособий, множества публицистических статей в газетах и журналах.Скончался Мухаммет Магдеев 14 июня 1995 года. Ему было всего 65 лет. В 2000 году на его родине, в деревне Губурчак, открылся Музей М.Магдеева, а в 2005 году в Арске установили памятник писателю. Мы встретились с сыном писателя. Искандер Магдеев уже много лет живет и работает в США. Накануне дня памяти отца он прилетел в Казань. - Мы съездили на родину отца, в деревню Губурчак Арского района, побывали в музее. Музей построили в саду дома, где вырос отец. В этом же здании расположилась и сельская библиотека, - рассказал Искандер Мухамметович. - Дом находился в глубине зеленого участка. Там росли четыре больших тополя. У нас даже было такое семейное предание, что эти тополя символизируют четырех выживших детей Магдеевых: папу, его брата и двух сестер. И когда они один за другим умерли, деревья тоже исчезли. Одно засохло, другое сгорело, третье упало, а четвертый тополь пришлось срезать, потому что на том месте, где он рос, решено было построить музей. - Какие ощущения после посещения родового гнезда?

- Очень много нового и интересного узнал о предках. Удивительно, где и как музейным работникам удалось разыскать старинные документы. Спасибо администрации Арска и специалистам Национального музея РТ, стараниями которых был создан музей и его экспозиция. Часть экспозиции посвящена моему деду, отцу Мухаммета Магдеева, Сунгатулле Бадрутдинову. Он был образованным человеком, закончил полный курс медресе, двухгодичную русско-татарскую школу в Арске, до Первой мировой войны служил в армии. Когда началась война, в соседней деревне Малый Муй старый мулла ушел на заслуженный отдых, открылась вакансия имама. Из нескольких кандидатов был выбран Сунгатулла Бадрутдинов. Он уже был мобилизован на фронт, и его сняли прямо с эшелона, потому что пришло письмо о его назначении на должность муллы. В 1933 году он был арестован в первый раз. Так получилось, что дед стал представителем второго поколения мулл в своей семье. А бабушка была абыстай в восьмом поколении. И мой отец вполне мог стать муллой и продолжить династию священнослужителей. Но жизнь сложилась иначе... В 1937 году дед был вновь арестован и в январе следующего года расстрелян. Отец не стал муллой, но стал сыном врага народа до 1956 года, впоследствии - ученым и писателем. И я не стал муллой... - Какое произведение отца для вас особенно близко?

- Его самая первая повесть «Без - кырык беренче ел балалары» («Мы - дети сорок первого года»). Папа - автор многих произведений, он много писал и публиковался, но почему-то всегда считал именно эту повесть знаковой для себя, своей наибольшей творческой удачей. Это не просто рассказ о детях военного поколения, живущих в деревне. Это рассказ о том, через что проходит каждый человек: об отношениях между учеником и учителем, мальчиком и девочкой, отношениях в коллективе...Каждому советую прочитать эту книгу. Могу сказать, что в детстве, юности и во взрослом возрасте она читается с огромным интересом. Каждый раз открываешь для себя что-то новое. В этом заслуга писательского таланта отца. В своих произведениях он поднимал серьезные, драматические темы, но делал это с тонким юмором, с присущей ему иронией. Перефразируя Джона Донна, можно сказать: со смертью Мухаммета Магдеева прекратила существование целая Вселенная. И две вещи совершенно невосполнимы: знание довоенной татарской деревни и знание татарского народного языка.

news_right_column_240_400