СНАЧАЛА ШКОЛА - Республиканская школа вожатых, которая начинает свою работу уже в феврале. Одна вожатская смена длится 42 дня, а обучение - почти полгода. Родителям, чьи взрослые дети рискнули отправиться в лагерь вожатыми, не стоит беспокоиться о том, как доедут их чада. Все отправляются организованной группой в одном вагоне под присмотром старших. В поезде проводят инструктаж, игры, ставят творческие номера. Работа в режиме нон-стоп начинается прямо в вагоне.
ПРИЕХАЛИ. Краснодарский край встретил нас дождем и ветром. Но разве можно испортить настроение молодежи, которая так далеко от дома, у моря, без родительского присмотра и вот-вот станет настолько самостоятельной, что начнет отвечать за других?! При высадке появился повод для гордости за наших парней, которых у нас оказалось не так много. На сорок с лишним девчонок-вожатых - восемь молодых людей. Именно они взяли на себя труд перетаскать сорок и даже больше тяжелых девичьих чемоданов! По дороге к автобусу со мной случился казус. Мой до этого исправно служивший чемодан начал разваливаться прямо на глазах. В итоге в лагерь я прибыла с чемоданом без ручек и «ножек». Если бы не наши бравые парни, точно не доползла до своего домика...
Нас покормили, дали отдохнуть, а потом мы начали готовить лагерь к приезду детей. В этот же день успели сходить на пляж - «поздороваться с морем». Традиция наверняка известна детям, которые отдыхали в лагерях Черноморского побережья. Проводится она по-разному, но суть одна: дети произносят определенную фразу приветствия, после чего все молча сидят на берегу, наблюдая за волнами. Как только мы очутились на берегу, стали звонить родителям, чтобы дать им послушать шум прибоя. В первое время возникает ощущение нереальности происходящего. Потом многое становится обыденным. Целую неделю мы наводили красоту на территории для первого заезда.
ПЕРВЫЕ ДЕТИ. За пару дней до приезда детей мы начали по ночам разучивать вожатские танцы, песни. Потом эти номера показывали на церемонии открытия смены. Поначалу казалось диким громко кричать кричалки, широко размахивать руками и постоянно улыбаться. Стеснялись танцевать и ошибаться при всех. Но со временем ощущение неловкости сменяется удовольствием от того, что ты делаешь. Лично я всегда испытывала страх перед сценой, но в лагере научилась не бояться публики. Мне внушили мысль: если тебе приятно то, что ты делаешь, то и остальным будет приятно.
Из-за того что детей приехало немного, отрядов на всех не хватило. Некоторые вожатые какое-то время занимались другими делами. Например, я работала в пресс-центре, кто-то стал художником-оформителем. Сначала было обидно, что дети нам не достались. Потом мы поняли, что у всего есть свои плюсы: успели понаблюдать за работой других вожатых и поучиться на их примере.
В первые дни заезда детей у вожатых буквально пухнет голова от свалившихся на них забот. Нужно познакомиться с ребятами, встретить их и расселить, раздать постельное белье... Самое трудное время - это организационный период, когда происходит притирка вожатых и детей. Надо выявить в отряде лидера, который станет капитаном, придумать название отряду и его девиз. Научить детей играм, проинструктировать, что можно, а что нельзя в лагере. Особенно сложно сначала заставить их спать во время тихого часа и после отбоя. Кажется, что они никогда не уснут. Никогда не будут слушаться и ходить строем! Но проходит пара-тройка дней, и ребята привыкают к тому, что они не дома и не могут делать то, что им в данный момент хочется. И вливаются в общее течение жизни в лагере. Почти у каждого отряда возникают «фишки», понятные только им, образуется свой микромир.
КАРАТИСТЫ. Моими первыми детьми стали каратисты из Краснодара. Отряд состоял из детей от 6 до 17 лет. Обычно такого возрастного разброса не бывает. Первые дни были очень напряженными. Старшие никак не хотели подчиняться, возникали конфликты. Младшие же очень долго не могли привыкнуть к жизни в лагере.
Бывало, на обычное построение на обед у нас уходило минут по пятнадцать. Потому что, построив первые три пары, отвлекаешься на остальных, а в это время первые уже носятся с громкими криками вокруг домика. Детишки, на вид такие милые и приветливые, порой вели себя хуже мартышек в условиях дикой природы. Приходилось постоянно следить, как бы они не сорвались с беседки, где любили болтаться на жердях, не отхлестали друг друга поясами от кимоно, не убежали за «вредностями» в магазин... Но мы сумели-таки договориться со старшими, и те уже помогали нам управляться с младшими. Но этот свой первый в жизни отряд я никогда не забуду!
ВТОРОЙ ОТРЯД у меня оказался самым большим в лагере - 58 человек. Тоже каратисты, но уже из Петербурга. Некоторые были членами сборной Санкт-Петербурга по карате, двое даже чемпионами России! С ними было гораздо проще. Эти ребята отличались вежливостью и дисциплиной. Кроме того, с ними приехал целый штаб взрослых: мамы, бабушки, медик, тренеры... Благодаря их помощи работать с таким количеством детей оказалось гораздо легче, нежели с первыми шестнадцатью.
КТО ЗАПОМНИЛСЯ. В лагере мы видели разных детей. Особенно запомнились мальчик Саша и девочка Юля. Вот уж кто дал жару лагерю! Юленька и Саша постоянно придумывали всякие способы побаловаться. Пытались убежать из лагеря, дергали других детишек, доводили вожатых до истерики. Помните сцену из фильма «Трудный ребенок», где Джуниора провожают из интерната с шариками и криками «Ура!»? Примерно такое же облегчение испытали все вожатые, когда наконец уехали Юля и Саша.
За время работы понимаешь, насколько разными бывают дети. Как сложно найти к ним подход и завоевать доверие. И это самое важное, чему мы научились.
ВОЖАТЫЕ. Поддержка в лагере просто жизненно необходима. Вожатые становятся для тебя семьей. Ребята из нашего педотряда были невероятно интересными людьми, которые сумели объединиться. Когда у меня возникали трудности, я знала, что всегда смогу рассчитывать на помощь. Те люди, с которыми сдружилась, надеюсь, останутся со мной надолго.
Было трудно. Однако мы выдержали. И когда уезжали, чувствовали искреннюю грусть оттого, что покидаем этот мир детства....
ПРИЕХАЛИ. Краснодарский край встретил нас дождем и ветром. Но разве можно испортить настроение молодежи, которая так далеко от дома, у моря, без родительского присмотра и вот-вот станет настолько самостоятельной, что начнет отвечать за других?! При высадке появился повод для гордости за наших парней, которых у нас оказалось не так много. На сорок с лишним девчонок-вожатых - восемь молодых людей. Именно они взяли на себя труд перетаскать сорок и даже больше тяжелых девичьих чемоданов! По дороге к автобусу со мной случился казус. Мой до этого исправно служивший чемодан начал разваливаться прямо на глазах. В итоге в лагерь я прибыла с чемоданом без ручек и «ножек». Если бы не наши бравые парни, точно не доползла до своего домика...
Нас покормили, дали отдохнуть, а потом мы начали готовить лагерь к приезду детей. В этот же день успели сходить на пляж - «поздороваться с морем». Традиция наверняка известна детям, которые отдыхали в лагерях Черноморского побережья. Проводится она по-разному, но суть одна: дети произносят определенную фразу приветствия, после чего все молча сидят на берегу, наблюдая за волнами. Как только мы очутились на берегу, стали звонить родителям, чтобы дать им послушать шум прибоя. В первое время возникает ощущение нереальности происходящего. Потом многое становится обыденным. Целую неделю мы наводили красоту на территории для первого заезда.
ПЕРВЫЕ ДЕТИ. За пару дней до приезда детей мы начали по ночам разучивать вожатские танцы, песни. Потом эти номера показывали на церемонии открытия смены. Поначалу казалось диким громко кричать кричалки, широко размахивать руками и постоянно улыбаться. Стеснялись танцевать и ошибаться при всех. Но со временем ощущение неловкости сменяется удовольствием от того, что ты делаешь. Лично я всегда испытывала страх перед сценой, но в лагере научилась не бояться публики. Мне внушили мысль: если тебе приятно то, что ты делаешь, то и остальным будет приятно.
Из-за того что детей приехало немного, отрядов на всех не хватило. Некоторые вожатые какое-то время занимались другими делами. Например, я работала в пресс-центре, кто-то стал художником-оформителем. Сначала было обидно, что дети нам не достались. Потом мы поняли, что у всего есть свои плюсы: успели понаблюдать за работой других вожатых и поучиться на их примере.
В первые дни заезда детей у вожатых буквально пухнет голова от свалившихся на них забот. Нужно познакомиться с ребятами, встретить их и расселить, раздать постельное белье... Самое трудное время - это организационный период, когда происходит притирка вожатых и детей. Надо выявить в отряде лидера, который станет капитаном, придумать название отряду и его девиз. Научить детей играм, проинструктировать, что можно, а что нельзя в лагере. Особенно сложно сначала заставить их спать во время тихого часа и после отбоя. Кажется, что они никогда не уснут. Никогда не будут слушаться и ходить строем! Но проходит пара-тройка дней, и ребята привыкают к тому, что они не дома и не могут делать то, что им в данный момент хочется. И вливаются в общее течение жизни в лагере. Почти у каждого отряда возникают «фишки», понятные только им, образуется свой микромир.
КАРАТИСТЫ. Моими первыми детьми стали каратисты из Краснодара. Отряд состоял из детей от 6 до 17 лет. Обычно такого возрастного разброса не бывает. Первые дни были очень напряженными. Старшие никак не хотели подчиняться, возникали конфликты. Младшие же очень долго не могли привыкнуть к жизни в лагере.
Бывало, на обычное построение на обед у нас уходило минут по пятнадцать. Потому что, построив первые три пары, отвлекаешься на остальных, а в это время первые уже носятся с громкими криками вокруг домика. Детишки, на вид такие милые и приветливые, порой вели себя хуже мартышек в условиях дикой природы. Приходилось постоянно следить, как бы они не сорвались с беседки, где любили болтаться на жердях, не отхлестали друг друга поясами от кимоно, не убежали за «вредностями» в магазин... Но мы сумели-таки договориться со старшими, и те уже помогали нам управляться с младшими. Но этот свой первый в жизни отряд я никогда не забуду!
ВТОРОЙ ОТРЯД у меня оказался самым большим в лагере - 58 человек. Тоже каратисты, но уже из Петербурга. Некоторые были членами сборной Санкт-Петербурга по карате, двое даже чемпионами России! С ними было гораздо проще. Эти ребята отличались вежливостью и дисциплиной. Кроме того, с ними приехал целый штаб взрослых: мамы, бабушки, медик, тренеры... Благодаря их помощи работать с таким количеством детей оказалось гораздо легче, нежели с первыми шестнадцатью.
КТО ЗАПОМНИЛСЯ. В лагере мы видели разных детей. Особенно запомнились мальчик Саша и девочка Юля. Вот уж кто дал жару лагерю! Юленька и Саша постоянно придумывали всякие способы побаловаться. Пытались убежать из лагеря, дергали других детишек, доводили вожатых до истерики. Помните сцену из фильма «Трудный ребенок», где Джуниора провожают из интерната с шариками и криками «Ура!»? Примерно такое же облегчение испытали все вожатые, когда наконец уехали Юля и Саша.
За время работы понимаешь, насколько разными бывают дети. Как сложно найти к ним подход и завоевать доверие. И это самое важное, чему мы научились.
ВОЖАТЫЕ. Поддержка в лагере просто жизненно необходима. Вожатые становятся для тебя семьей. Ребята из нашего педотряда были невероятно интересными людьми, которые сумели объединиться. Когда у меня возникали трудности, я знала, что всегда смогу рассчитывать на помощь. Те люди, с которыми сдружилась, надеюсь, останутся со мной надолго.
Было трудно. Однако мы выдержали. И когда уезжали, чувствовали искреннюю грусть оттого, что покидаем этот мир детства....