Жаркий Питер
По итогам полуфиналов бельгийцы остались в Санкт-Петербурге, где с каждым часом приближения боя за третье место пропорционально увеличивалось количество красно-желто-черных цветов на улицах. Кто-то знакомился с достопримечательностями, карабкаясь на вершину Исаакиевского собора или прогуливаясь на катере по рекам и каналам города, кто-то отоваривался сувенирами в клубных магазинах «Зенита» и СКА. Неизменным оставалось одно - место встречи бельгийцев у одного из пабов с родными для них кухней и пивом на Невском проспекте. Вывесив на улицу национальные триколоры, болельщики, разгоряченные алкоголем, чувствовали себя как дома: пели песни, кричалки и охотно фотографировались с подбегавшими к ним прохожими. На несколько дней заведение превратилось в филиал Фландрии на берегах Невы.
А что же англичане? Они выглядели слегка обескураженными и потерянными (видимо, сказывалось поражение в полуфинале от хорватов), но в то же время очень добрыми в русских шапках-ушанках. К счастью для России, миф о грозности болельщиков с Туманного Альбиона так и остался мифом. В эти дни решительно повезло с погодой - под +30, ни облачка. Вот и отправились некоторые англичане… на пляж у стен Петропавловской крепости купаться в Неве.
Многие скептики до матча писали, мол, встреча за третье место - событие бесполезное, предрекая повторение унылого сюжета игры 3-го тура группового этапа между этими командами. Но их мнение о бесполезности было разбито ажиотажем, который возник у стадиона за несколько часов до стартового свистка. И что самое удивительное - создавали ажиотаж китайцы. Тысячи болельщиков из Поднебесной, облачившись в футболки двух команд, претендовавших на бронзу, сновали по периметру арены в поисках билетов.
Дельцов, которые жаждали «нагреться» на этой встрече, тоже оказалось немало. Цены за первую категорию доходили аж до 45 тысяч рублей (при официальной стоимости в 365 долларов!). Но китайцы на энтузиазме отдавали и по 250 баксов за скромную третью категорию (официально - $175). Сделки люди заключали на свой страх и риск - никто не был застрахован от подделки или аннулированного билета. Последний можно было распознать по слишком уж заманчивой скидке - отдавали дешевле номинала.
А в стороне от локальной билетной биржи продолжался праздник. Бразильцы, несмотря на вылет с ЧМ, все так же были веселы, задорны и дружелюбны с нашими. А англичане где-то раздобыли небольшой мячик и играли в пас с другими зрителями. Вскоре к ним присоединились девушки на каблуках и один йоркширский терьер. Что ж, к футболу небезразличны даже животные.
Навеселе после матча болельщики отправились на всю ночь гулять в центр Питера. И даже здесь они умудрились найти способ покатать мяч. На небольшом пятаке Дворцовой площади колумбийцы, мексиканцы, индусы, бразильцы и русские разделились 5 на 5, соорудили из 4 рюкзаков ворота и сыграли в мини-футбол. Здесь не было ни борьбы, ни соперничества - все просто получали удовольствие от игры. Из таких мелочей и складывается атмосфера ЧМ.
Московский карнавал
В ночь с 14 на 15 июля болельщикам по направлению из Санкт-Петербурга в Москву было предоставлено аж 11 бесплатных поездов. Последние «Сапсаны» доставили зрителей на финал в столицу к 15 часам.
Было сложно осмыслить, что сегодня вечером в футбольном празднике будет поставлена точка. Но эти грустные мысли не оттолкнули два десятка французов, забившихся в и без того переполненный вагон метро. Вплоть до «Спортивной» они неустанно скандировали: «Allez, Allez, France!», на что другой конец вагона им отвечал: «Россия, Россия!»
Вынырнув на «Воробьевых горах», где у высотки МГУ находится московская фан-зона FIFA, мы попали в людской затор.
- Да это еще что, у нас в Саранске было куда хуже, - рассказывает парень своим знакомым рядом с нами. - Приезжал народ из соседних регионов, и весь центр заполнялся. А там все же и площадь, и четырехполосная дорога.
При всем уважении к Саранску молодой человек московских масштабов явно не оценил. Путь до входной группы фан-феста занял около 30 минут, и все это в плотном людском потоке. Уже на полпути казалось, что вход давно закрыт из-за насыщения площадки людьми, ведь официально ее вместимость чуть больше казанской - 25 тысяч зрителей. Наш фан-фест после Москвы хочется вспоминать лишь добрыми словами. Да, возникали небольшие очереди, но работа велась слаженно, входная группа была огромной. На Воробьевых же был предусмотрен вход с нескольких сторон, но на самом «горячем» направлении, к которому вел путь от метро, творился откровенный бардак. Для досмотра сумок и рюкзаков работало очень мало сканеров, от чего к ним выстраивалась очередь, преграждая путь к рамкам зрителям без вещей. Сомнительным выглядело и расположение точек питания вдоль путей подхода к главной сцене. Те, кто стоял в очереди, мешали проходу остальных.
С грехом пополам большинство болельщиков все же успели к началу церемонии закрытия. А при объявлении составов команд стало понятно, что сегодня 80% фан-зоны будет болеть за хорватов. К началу матча над Воробьевыми сгустились тучи, и аккурат после первого гола французов (правильнее - автогола хорватов), под ликование их соотечественников с триколорами зарядил дождь. Но так же внезапно он прекратился с голом Перишича. Кажется, предпочтения небесной канцелярии на этот вечер стали всем понятны.
По ходу матча в толпе болельщиков был замечен мужчина в футболке «Рубина». Он приехал из Ижевска, посмотрел игру в Санкт-Петербурге и теперь решил проникнуться атмосферой финала в столице. Но тут наш разговор прервали несколько аргентинцев.
- Я люблю Руссия! - кричит один из них и замечает надпись «Казань» на футболке болельщика. - О, Казан!
Они обнимаются и начинают вспоминать «рубиновских» аргентинцев - Ансалди, Домингеса. Вот и общий язык - смесь русского, английского и испанского - найден. Внезапно аргентинец предлагает россиянину обменяться футболками, на что тот охотно соглашается. Теперь о казанском клубе будут знать в Южной Америке, а майка Месси отправится в Ижевск. И сколько таких сюжетов было в разных городах за этот месяц…
С финальным свистком на фан-фест обрушился ливень с градом. Погода решительно не одобряет исход матча, но французским болельщикам на это плевать. Обнявшись, они поют «Марсельезу», как будто не замечая ничего вокруг. Момент, которого они ждали 20 лет, наконец-то настал. Да и все болельщики на Воробьевых горах, коих, по ощущениям, собралось под сотню тысяч человек, в момент награждения ненадолго стали подданными Пятой республики, разделяя радость от успеха Франции.
Праздник закончился залпами шикарного салюта, осветившими сумрачное московское небо. Хедлайнером вечера на фан-фесте стала Елена Темникова, под песни которой отплясывали вымокшие до нитки зрители.
А ночью живая энергия выплеснулась на Никольскую улицу, которая на месяц стала интернациональной. Хорваты за несколько часов успели забыть о своем поражении в финале, пили и братались с французами. Кто-то повязывал шарфы своих стран на фонари освещения, кто-то организовывал группы с танцами и песнями, кто-то отправлялся охладиться в фонтан на Биржевой площади. Кто-то - потому что невозможно было идентифицировать национальность, здесь все были едины. Финальная вечеринка на Никольской прошла с огоньком и криками «Спасибо, Россия!»
Лучший спортивный праздник в истории современной России закончился. В каждом городе он был особенным и незабываемым. Мы вместе разрушили стереотипы иностранцев о нашей стране, показав свою доброту, гостеприимство, радушие. Но ведь нам ничего не мешает и дальше жить в такой праздничной, радостной атмосфере. Нужно лишь самим этого захотеть.