История про купца и его сыновей

Ну кто бы мог подумать из жителей Пороховой слободы, что из солдатского сына получится купец-богатей и благотворитель, известный по всему Поволжью и даже далее, промышленник и гласный городской Думы? Наверное, никто...

news_top_970_100

Мухаммадзян Ибнаминович Галеев родился в сентябре 1832 года в одном из ближних пригородов Казани - Пороховой слободе. Рос он, как и все слободские мальчишки, на улице и ничем особым от таковых не отличался. Однако пришло время, и Мухаммадзян был отдан в приходское медресе, учеба в котором расставила все на свои места: мысли пошли в нужном направлении; появились желания, мечты и реальные планы.

Страсть к торговле у каждого татарина, наверное, в крови. Проснулась она и у Мухаммадзяна Галеева. Он завел небольшую фабрику по пошиву кожаной обуви, благо в Казани завсегда были лучшие в Поволжье мастера по выделке кож, а небольшие кожевенные предприятия мощностью в несколько чанов имелись чуть ли не в каждом дворе прибрежной к Кабан-озеру части Старо-Татарской слободы. Имелись такие заводики и в Биш-Балте, слободах Адмиралтейской, Ягодной, Пороховой, кои снабжала водой, необходимой для кожевенного производства, река Казанка, вернее, нынешнее ее старое русло, донельзя запущенное и загаженное еще в советские времена.

Дела набирали обороты, появился у Мухаммадзяна Ибнаминовича кое-какой капиталец, позволивший ему съехать с рабочей Пороховой слободы и выстроить одноэтажный кирпичный дом на купеческо-мещанской улице Тихвинской и жениться. В этом доме выросли все четыре сына Мухаммадзяна: Галимзян, Газизжан, Салихзян и Абдрахман, трое из которых стали видными религиозными и общественными деятелями, и только второй сын, Газизжан, стал купцом и пошел по стопам отца.

В 1869 году Мухаммадзян Галеев основывает фирму по производству и продаже национальной обуви и заявляет себя купцом 2-й гильдии.

Он очень ревностно относился к своему делу, и результаты этого не замедлили сказаться: его обувь, производимая более чем в 90 модельных модификациях, была высочайшего качества и пользовалась большим спросом у казанского обывателя. Торговые обороты умного и удачливого купца росли, а его продукция стала пользоваться успехом не только на рынках Казани, но и на Нижегородской и Ирбитской ярмарках. В его лавках на Сенном базаре постоянно толпился народ; галеевские сапоги и ичиги, как считалось, были лучшими во всей Казани. Успешное ведение дела позволило Галееву скопить немалые деньги, которые он стал вкладывать в другие свои предприятия: торговлю промышленными товарами или, как тогда говорили, мануфактурой; пушниной, кожами и даже кирпичом и досками, словом, всем, на что имелся спрос и что могло принести прибыль. Кроме того, часть денег Мухаммадзян Ибнаминович поместил в недвижимость, приобретая лавки на Сенном базаре и доходные дома, в частности сохранившийся доныне угловой дом на улице Кирова под номером 72, коим Галеев владел на паях с дочерью купца 1-й гильдии Ибрагима Апакова Бибимарьямбан Шамиль. Дом сей стоял опять-таки на Сенной площади, сдавался внаем под торговые конторы, лавки и магазины и приносил немалый доход.

А еще владение большим капиталом позволило купцу Галееву заняться делом для души: собрать большую библиотеку, дать возможность сыновьям учиться в лучших медресе Поволжья и Средней Азии и даже в высших мусульманских учебных заведениях за границей - в Турции, Египте и Саудовской Аравии, а главное, участвовать в благотворительных делах. По его инициативе и при непосредственном участии его старшего сына, имама 5-й приходской (впоследствии Галеевской) мечети Галимзяна Баруди, выдающегося ученого-теолога и реформатора, ставшего муфтием Оренбургского магометанского духовного собрания, в 1882 году было учреждено медресе "Мухаммадия". Его же "иждивениями" было в 1883 году построено недалеко от Галеевской мечети, что носит ныне адрес: Тукая, 40, одноэтажное здание медресе, надстроенное в 1885 году вторым этажом на средства казанского чайного короля Ахметзяна Сайдашева, а в 1886 году - третьим этажом "иждивениями" одного из представителей старейшей купеческой фамилии Утямышевых.

Медресе "Мухаммадия" отличалось от многих других казанских тем, что наряду с традиционной методой изучения богословских предметов здесь впервые за всю историю Казани было введено преподавание светских наук, что приближало Галеевское медресе к подобным учебным заведениям Западной Европы.

В первое десятилетие 20-го века, еще при жизни его основателя и строителя Мухаммадзяна Галеева, в медресе обучались до 500 шакирдов и оно являлось крупнейшим учебным заведением подобного рода. В нем в разное время обучались многие представители татарской интеллигенции: Ф.Амирхан, З.Башири, Ф.Бурнаш, М.Гафури, Г.Камал, К.Тинчурин, Н.Исанбет, Г.Рахим, Ф.Асгат, М.Укмаси, М.Гали, А.Исхак, А.Камал, Ф.Туйкин, Г.Шараф, Х.Бадичи, С.Вахиди, Г.Мустафин, З.Султанов, С.Габяши, С.Сайдашев, Б.Урманче и многие другие.

Имел купец и промышленник Мухаммадзян Галеев и общественный вес. Высокая образованность его позволила отмести бытующее в то время отрицательное в массе татар предубеждение к службе на государственных и общественных должностях, и он принял предложение стать членом учетного комитета городского общественного банка, а вскоре стал депутатом, или, как тогда называлось, гласным городской Думы. Он же явился одним из инициаторов создания в 1898 году благотворительного "Общества пособия бедным мусульманам", целью которого являлось "облегчение участи нуждающихся жителей мусульман Казанской губернии и их семейств путем оказания единовременных пособий, доставление способов для призрения престарелых магометан и воспитание детей обоего пола" и в участие в коем им и другими зачинателями общества были привлечены такие известные в Казани купеческие фамилии, как Апанаевы, Азимовы, Утягановы, Утямышевы, Галикеевы... Здание богадельни этого благотворительного общества тоже было выстроено не без его участия, оно цело и доныне (Карима, 6).

В 1904 году купец Галеев учреждает "Торговый дом "М.И.Галеев и сыновья" с представительствами в Уфе, Ирбите и Троицке, просуществовавший под данным названием до 31 декабря 1908 года, дня, когда Мухаммадзян Ибнаминович вернулся к Творцу. Он был похоронен на татарском кладбище за Ново-Татарской слободой; могила его цела, и хотя прошло с того времени много лет и много чего случилось, стоят по правую руку улицы имени Габдуллы Тукая и дом, построенный Мухаммадзяном Галеевым, и медресе его имени и им основанное, и на перекрестке улиц Тукая и Парижской Коммуны опять-таки мечеть его имени...

news_right_column_240_400