История страны в вещах. Выпуск №2

news_top_970_100

Чернильница и пресс-папье

Этот белый медведь давно стоит без дела на верхней полке книжного шкафа. А сувенир «Царь-колокол» разместился на подоконнике среди горшков с цветами. Эти вещи изначально не были безделушками, их такими сделал технический прогресс. 

Человечество большую часть своей истории писало пером и чернилами. Сначала использовали гусиное перо, а затем металлическое с острым концом (носиком) и незаметной прорезью. Это для того, чтобы чернила с пера после того, как его макнут в чернильницу, в результате легкого нажима перетекали к носику и оставляли чернильные буквы.

Этими перьями сначала писали все советские школьники. Был даже такой предмет в школьной программе начальных классов: чистописание. Обучали красивому написанию букв, как писать с нажимом в определенных местах букв и без клякс. После написания текст надо было промокнуть, иначе буквы отпечатались бы на следующем чистом листе. Для этого была придумана промокательная бумага (промокашка): приложишь такую к написанному тексту — и на ней появляется отпечаток. 

Чтобы промокашка всегда была под рукой, изобрели пресс-папье — специальное приспособление. К деревянному покатому с одной стороны бруску крепили тонкий брусок, между ними закрепляли промокательную бумагу. Винт закреплял эту бумагу неподвижно, завершался он небольшой ручкой. Так вот белый медведь — это самое настоящее пресс-папье, только сделанное из моржовой кости. Мишка — винт, который скреплял верхнюю часть с закругленной нижней. Возьмешь его в руку, покачаешь по написанным строчкам, и порядок — они просохли, переворачивай лист не боясь, что размажешь написанное.

Позже в Советском Союзе появились авторучки. Чернильница стала не нужна. А «Царь-колокол» был самой обыкновенной чернильницей, сделанной в виде сувенира. Снимешь крышку-колокол, макнешь ручку в чернильницу под ней, а когда закончишь писать, кладешь ее в специальную выемку. Чтобы к перу не приставали мелкие соринки и не засыхали чернила на перышке, школьники шили перочистки — это первое, что делали на уроках труда. Из разноцветных лоскутков аккуратно вырезали кружочки, сшивали их в середине между собой и пришивали сверху пуговицу. Были и магазинные — маленькие брусочки из кусочков разноцветного сукна.

В авторучке чернила помещались в небольшой сосуд внутри пластмассового или металлического корпуса. Путем вращения штока чернила набирались в этот сосуд, и пока они не кончатся — пиши себе. Кончатся — снова заправляешь. Перья были тоже другие, писали мягче и уже без нажима. Самым ценным было золотое перо. Называлась такая ручка «Паркер», но она была большой редкостью.

А потом в ходу стали шариковые ручки. Сначала у них можно было использовать пластмассовый корпус много раз, меняя стержень с пастой с шариком на конце. При часовых мастерских были даже приспособления для заправки стержней пастой. Сегодня их производство поставлено на поток — ручки стали одноразовыми и дешевыми, поэтому уже никто не меняет стержень.

И остались без дела пресс-папье «Мишка» и чернильница «Царь-колокол». Утилитарные когда-то вещи стали безделушками. Но сделаны они красиво, например, Мишка — умельцами-резчиками с Севера, а чернильница — как сувенир на память о Москве. Теперь они просто украшают наш дом. Служили нам долго, поэтому ни у кого не поднимется рука выкинуть их за ненадобностью. 

Софья Хамидуллина, Казань

Хушпу

Приглашение в районный Дом культуры на чествование серебряных, золотых и бриллиантовых юбиляров для супругов Оспенниковых стало неожиданностью. Пятьдесят пять лет вместе! Дети и внуки уже выросли, правнуки подрастают, а тут вдруг снова женихом и невестой на сцене предстать надо. Организаторы праздника сказали, что новое свидетельство о браке выдадут. «Никуда не поедем! Чего людей смешить? — категорично заявил супруг. — Восемьдесят лет доходит, а я женихом буду!».

Лидия Павловна не стала спорить с мужем, отвлекла его хлопотами по хозяйству — характер Александра Ильича она хорошо знала. Далеким февральским утром 55 лет назад они встретились на мосту — лошадь с возом сена застряла. Незнакомый парень помог сдвинуть воз с места, а через неделю молодые сыграли свадьбу. Чувашские свадьбы раньше шли не один день, приглашали чуть ли не всю деревню. Свадебную одежду шили сами, а вот хушпу — головной убор невесты — передавали по наследству. Напоминает этот убор островерхую шапочку, обшитую 9 рядами серебряных монет, бляшек и бисера. К затылочной части пришит наспинный пояс, украшенный монетами и бисером. На «ушах» хушпу висят монеты помельче. Когда надеваешь этот убор, голова невольно склоняется под его тяжестью, зато как звенят монетки при каждом движении!

Детям и внукам идея торжества очень понравилась. Ведь не каждую супружескую пару чествуют на сцене, а в том, что родители заслуживают такого внимания, сомнений не было. «Ура! Бабуля в невесту будет наряжаться!» — подпрыгивая от восторга, радовался трехлетний правнук. Честно говоря, ему не столько эта загадочная шапочка нравилась, сколько огромный сундук, всегда закрытый на замок, притягивал. Интересно было посмотреть, что там лежит, но ключи бабуля никому не доверяла. Хранила она там вещи, которые еще от прабабушки остались: тканые полотенца, коврики, подзоры, накидки на подушки, вязаные варежки и носки, кружевные салфетки — много разного добра. Дороже всего, конечно, хушпу. Только на свадьбу доставали это сокровище из сундука и надевали на невесту. Передавали по наследству младшей дочери в семье. К сожалению, в памяти нашей имена только трех владелиц сохранились: Мария, Клавдия и Лидия, а было их гораздо больше, потому что на самых старых монетах выбита дата — 1730 год.

Идея нарядиться в хушпу была очень кстати: и прическу делать не надо, и необычно, и торжественно. Деда уговаривали все вместе. Выяснилось, что среди юбиляров будут его хорошие знакомые, и он согласился. Торжество прошло на высшем уровне. Довольны остались и юбиляры, и гости, и устроители праздника. Столько было теплых слов сказано, столько песен спето, юбиляры даже свадебный вальс танцевали, хотя возраст у «молодоженов» приличный. «Женихи» были в парадных костюмах, а «невесты» — в нарядных платьях и платочках. И только наша «невеста» была в свадебном хушпу. «Наша бабуля самая красивая!» — восхищенно перешептывались дети и внуки. Торжество продолжилось дома. Ну какая свадьба без застолья?!

А хушпу в этот незабываемый день перемерили все наши подрастающие невесты. Теперь гадаем: чья свадьба следующей будет?

Галина Шмелева, с. Кощаково, Пестречинский район

Уважаемые читатели!

В 2017 году в «Казанских ведомостях» стартовал проект «История Татарстана в вещах», который мы реализовали совместно с Национальным музеем Республики Татарстан и Ассоциацией музеев РТ. Новая рубрика вызвала большой интерес у нашей аудитории, всего вышло 53 выпуска.

В 2021 году мы решили продлить проект в новом формате и расширить географию участников — публиковать истории не только татарстанцев, но и россиян, жителей ближнего зарубежья, тех, кому интересна эта тема. Отныне наша рубрика будет называться «История страны в вещах». Предлагаем принять в ней участие всем, кому есть что рассказать о вещах, в которых отразилось время. Это должны быть истории об обычных и необычных предметах, которые служили людям. Объясните, какое значение имели эти вещи и для чего они были нужны. Это могут быть предметы как из новейшей истории, так и прошлых веков.

Если вещь у вас сохранилась, можете проиллюстрировать свои воспоминания. Присылайте нам фотографии этих предметов по обычной почте (420066, Казань, а/я 231) и электронной (redkv@kazved.ru) или приносите эти вещи в редакцию по адресу: ул. Чистопольская, 5. Мы их сфотографируем и вернем сразу же вам.

Не забудьте написать, о каком периоде времени вы рассказываете (желательно указать год): это существенно повысит ценность ваших воспоминаний. Обязательно укажите свои координаты для обратной связи: ФИО, домашний адрес или телефон, а также род занятий, возраст (кроме имени, эти сведения публиковаться не будут).

Итак, давайте сообща расскажем историю страны в вещах! Они, самые беспристрастные свидетели времени, хранят энергетику и память о нашем прошлом.

Венера ЯКУПОВА, ведущая рубрики, главный редактор газеты «Казанские ведомости»

news_right_column_240_400