История Татарстана в вещах. Выпуск №14

История Татарстана в вещах. Выпуск №14

news_top_970_100

Уважаемые читатели!

Накануне большого юбилея - 100-летия Татарской АССР, который будем отмечать в 2020 году, редакция «Казанских ведомостей» совместно с Национальным музеем Республики Татарстан при поддержке Ассоциации музеев РТ дала старт новому проекту «ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА В ВЕЩАХ».

Предлагаем вам рассказать о вещах, в которых отразилось наше время, время ваших родителей, дедушек и бабушек. Это должны быть рассказы об обычных и необычных предметах, которые служили людям. Объясните своим современникам, какое значение имели эти вещи в те годы и для чего они были нужны. Это могут быть предметы как из новейшей истории республики, так и прошлых веков.

Если вещь сохранилась в вашей семье, можете проиллюстрировать свои воспоминания. Присылайте нам фотографии этих предметов по обычной почте (420066, Казань, а/я 231) и электронной (redkv@kazved.ru) или приносите эти вещи в редакцию по адресу: ул. Чистопольская, 5. Мы их сфотографируем и вернем сразу же вам.

Редакция хотела бы получить ваши рассказы о вещах, памятных многим татарстанцам, таких, например, как прялка, веретено, керосинка, сундук, этажерка, перьевая ручка, чернильница-непроливайка, тетради с портретом маленького Володи Ульянова, рукописные песенники девушек, фильмоскоп, первые телевизоры, виниловая пластинка, щипцы для сахара, отрывной настенный календарь, бензопила «Дружба», портфель-дипломат, авоська, молочная бутылка, катушечный магнитофон, ковер, патефон, стиральная машина (круглая), лобзик, прибор для выжигания, вязаный круглый коврик, счеты, значки, безмен (рычажные весы), сифон, логарифмическая линейка, подстаканник, медицинские банки, ручная машинка для стрижки волос, телогрейка, кирзовые сапоги, прощайки, хрустальная посуда, торшер, радиола, велосипед, советские мотоциклы, мотороллеры и мопеды, игрушки, настольные игры, умывальник, чугунок, чемодан, арифмометр… (список можете дополнить сами).

Просим принять активное участие в акции «История Татарстана в вещах» сотрудников музеев.

Не забудьте написать, о каком периоде времени вы рассказываете (желательно указать год): это существенно повысит ценность ваших воспоминаний. Обязательно укажите свои координаты для обратной связи: ФИО, домашний адрес или телефон, а также род занятий, возраст (кроме имени, эти сведения публиковаться не будут).

Итак, давайте сообща расскажем историю Татарстана в вещах! Они, самые беспристрастные свидетели времени, хранят энергетику и память о нашем прошлом.

Ведущая рубрики главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера ЯКУПОВА

_____________________________________________________________________________________________________

В свете керосиновой лампы

В конце Великой Отечественной войны мне было 5 лет. Мимо нашего детского садика в селе Большие Кайбицы утром на полуторках возили на работу пленных немцев. Мы, мальчишки, готовились отомстить врагу. Подбирали с земли камешки и бросали в пленных с криком: «Бей, фашистов!» Кто-то попадал в борт автомашины, кто-то по колесам. Затем, чувствуя себя победителями, шли в группу завтракать.

В 7 лет я ни слова по-русски не знал, а отец, учитель в татарской школе, записал меня в русский класс. Хорошо, что со мной за партой сидел Роберт, знавший русский. Услышав мою фамилию, Роберт мне на татарском сказал: «Иди, тебя к доске вызвали».

Я вышел, стою у доски, ни слова не понимаю. Роберт подсказывает: «Садись уж! Тебе двойку поставили». При такой «успеваемости» меня хотели оставить на второй год. Отец уговорил педсовет перевести во второй класс. Все лето я общался с русскими ребятами. Мы купались, ходили в лес по ягоды, собирали грибы, орехи. С грехом пополам начал понимать неродной язык. После войны школы были бедные. Тетради, учебники были в дефиците. Классы освещались керосиновыми лампами. В каждой классной комнате стояла печка. Зимой она отапливалась дровами. Уборщицы рано утром топили печи, заправляли лампы керосином, чистили стекла ламп от копоти. Домашние уроки мы делали при свете таких же ламп. Дома время нам отсчитывали часы с кукушкой: открывалось окошко в домике и кукушка куковала каждые полчаса. А вот в школе был колокольчик, в который звонила дежурная, оповещая о начале урока или его конце.

Я рос в семье сельских интеллигентов. Отец Карл Алексеевич - учитель, мать Минзиган - врач в роддоме. Одевались скромно. Первое осеннее пальто мне сшили в 7-м классе из отцовской шинели. Брюки я гладил сам тяжелым утюгом. Утюг нагревался углями, которые мы выгребали из печи.

Угольный утюг цел и сегодня. Стоит себе на одной из полок деревенского сарая. А вот керосиновая лампа навсегда «прописалась» в доме. Когда в деревне нет электричества, зажигаем ее. Лампа - свидетель моего школьного триумфа. К 10-му классу я очень много читал по-русски по школьной программе и художественную литературу. Учительница ставила меня в пример русским ученикам за написанные без ошибок диктанты и сочинения.

Ильгиз Карлович Гиззатуллин, Казань

Прапрабабушкино полотенце

В праздники наша семья собирается за общим столом. За чашкой вкусного ароматного чая моя бабушка Лилия Васильевна нередко рассказывает семейные истории, например, о старинном полотенце, которое хранится в нашем роду 127 лет!

Все началось в далеком 1825 году. Тогда мои предки - крестьяне-староверы, терпели гонения. Из Нолинского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область) они были вынуждены переселиться на территорию нынешней Марийской Республики. В глуши, среди труднопроходимых лесов, три семьи - Петуховы, Черных и Куимовы - организовали поселение. И появилась деревня Сукма: избы курные, печи глинобитные... Кроме земледелия жители деревни занимались катанием валенок, бортничеством, гнали смолу, скипидар и возили все это в Казань и Уржум на продажу. Мои родные по фамилии Петуховы занимались ткачеством - традиционным ремеслом на вятской земле наряду с льнопрядением (лен выращивали сами). 

Моя прапрабабушка Мария Кондратьевна Петухова - дочь первых жителей деревни. Она родилась 14 октября 1875 года. Полотенце изготовлено ею вручную на горизонтальном ткацком стане. Стан хранился разобранным, а перед работой его детали заносились в избу и собирались. В этом деле обычно участвовала вся семья: кто нити приносит, кто стан заправляет. Своим ярким белым цветом полотенце обязано фабричным или, как их еще называли, привозным нитям. В 1892 году в приданое для свадьбы с Иваном Нефедовичем Мария Кондратьевна выткала два полотенца, одно из которых и сохранилось до наших дней. У Ивана и Марии родились 12 детей. Все дочери обучились ткацкому делу и передали это умение своим детям. 

За мудрость, отзывчивость и доброе сердце Марию Кондратьевну любили и уважали в деревне. Она скончалась в 1960 году в возрасте 85 лет. И смерть ее была весьма символичной - она несла самовар почаевничать с гостями… 

У Марии Кондратьевны остались любимые дети, внуки, правнуки. Внучки Таисия и Татьяна продолжают жить и работать там, где началась наша история, - в деревне Сукма. До сих пор в нашем родовом гнезде, стоит только переступить порог дома, можно видеть красивые паласы, половики, сотканные руками моей замечательной прапрабабушки.

Анастасия Волчкова, Казань

news_right_column_240_400
news_bot_970_100