Уважаемые читатели!
Накануне большого юбилея - 100-летия Татарской АССР, который будем отмечать в 2020 году, редакция «Казанских ведомостей» совместно с Национальным музеем Республики Татарстан при поддержке Ассоциации музеев РТ дала старт новому проекту «ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА В ВЕЩАХ».
Предлагаем вам рассказать о вещах, в которых отразилось наше время, время ваших родителей, дедушек и бабушек. Это должны быть рассказы об обычных и необычных предметах, которые служили людям. Объясните своим современникам, какое значение имели эти вещи в те годы и для чего они были нужны. Это могут быть предметы как из новейшей истории республики, так и прошлых веков.
Если вещь сохранилась в вашей семье, можете проиллюстрировать свои воспоминания. Присылайте нам фотографии этих предметов по обычной почте (420066, Казань, а/я 231) и электронной (redkv@kazved.ru) или приносите эти вещи в редакцию по адресу: ул. Чистопольская, 5. Мы их сфотографируем и вернем сразу же вам.
Просим принять активное участие в акции «История Татарстана в вещах» сотрудников музеев.
Не забудьте написать, о каком периоде времени вы рассказываете (желательно указать год): это существенно повысит ценность ваших воспоминаний. Обязательно укажите свои координаты для обратной связи: ФИО, домашний адрес или телефон, а также род занятий, возраст (кроме имени, эти сведения публиковаться не будут).
Итак, давайте сообща расскажем историю Татарстана в вещах! Они, самые беспристрастные свидетели времени, хранят энергетику и память о нашем прошлом.
Ведущая рубрики главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера ЯКУПОВА
Настольная лампа
В 1990 году моей сестре на свадьбу подарили настольную лампу - матовый стеклянный абажур с неброским цветочным рисунком, металлические части под золото. Сразу привлек внимание регулятор яркости света. Крутишь его - и освещение меняется от сильного до приглушенного.
Лампу поставили на прикроватную тумбу. По вечерам она волшебным образом преображала пространство комнаты, создавая уютную, теплую атмосферу. При свете лампы и читали, и смотрели телевизор, просто общались. Свидетелем многих душевных бесед была эта лампа.
Пригодилась она и с рождением дочки. Лампу поставили неподалеку от детской кроватки. Всю ночь в комнате горел слабый свет, ведь ночами нередко приходилось вставать к ребенку. Когда дочка пошла в школу, лампа переместилась на письменный стол и ярко светила, когда делались уроки.
В то время мы нередко устраивали «пижамные» вечеринки. Лампу ставили на столик с фруктами и сладостями и, завернувшись в пледы, секретничали или допоздна смотрели какой-нибудь фильм...
Лампа пережила не один переезд. Менялись квартиры, обновлялась обстановка, но для нее всегда находилось место. К сожалению, во время последнего переезда разбился абажур, и любимицу убрали в кладовку. Нет, про нее не забыли - искали новый подходящий абажур, но найти так и не смогли...
В прошлом году я увлеклась техникой декорирования (декупаж) и выпросила у сестры эту семейную ценность. Задекорировала основание лампы, подобрала тканевый абажур. И началась у нашего светильника новая жизнь. Лампа «прижилась» на моей кухне. В вечернее время под ее мягким светом я читаю или смотрю телевизор. Рядышком устраивается кот-мурлыка. Светло и уютно!
Казалось бы, простой предмет интерьера - настольная лампа, а сколько умиротворения и душевного покоя может подарить...
Светлана Тарелкина, Казань
Ваза из богемского стекла
Хрустальная посуда в 70-е годы прошлого века считалась предметом роскоши и атрибутом семейного благополучия. В некоторых домах серванты просто ломились от хрусталя. За ним, как говорила мама, гонялись: искали в магазинах, спрашивали у продавцов, когда поступит в продажу, надрываясь, везли из заграничных поездок. На стол ставили предметы из хрусталя в исключительных случаях. А хрусталь на юбилей или день рождения считался лучшим подарком.
Зная о том, что мама неравнодушна к хрустальной посуде, мы решили подарить ей на юбилей в 1978 году большую вазу, о которой она давно мечтала. В известном в те годы всем казанцам магазине посуды «Кристалл» на Баумана я пасла покупку несколько месяцев. Как-то одна из продавцов обмолвилась: «Со дня на день ждем поступления богемского хрусталя». Вычитав в энциклопедии, что богемский хрусталь - это стекло особого сорта, которое производится в Чехии с 1162 года по старинным традициям и поддается глубокой огранке, я зачастила в магазин с вопросом: «Когда привезут?»
Привезли «богемию» неожиданно, в разгар рабочего дня. Взволнованная и счастливая коллега прибежала с обеда с хрустальной селедочницей и победно сообщила: «В «Кристалле» хрусталь выбросили!» А у меня в кошельке всего 10 рублей. Бегу к бухгалтерше, умоляю под зарплату выписать 100 рублей, мчусь в «Кристалл» и пристраиваюсь в конец длиннющей очереди. На мое счастье, женщины покупали небольшие хрустальные посудины. Я же запала на единственную на витрине вазу-«трубу», которая стоила по тем временам серьезных денег - целых 85 рублей (а зарплата у меня была 120). И вот я уже лечу как на крыльях с тяжелой основательной покупкой домой.
- Все! Сбылась мамина мечта! - демонстрирую ее домочадцам.
Но когда мы всей семьей торжественно вручили маме вожделенный подарок, она совсем не обрадовалась. Наоборот, очень смутилась и даже расстроилась.
- Ваза же такая дорогая! - запричитала она. - У вас дети. На что теперь жить будете?
А когда мы уходили, пыталась сунуть мужу половину стоимости подарка. А позже взяла с меня слово, что, когда она умрет, я непременно заберу вазу обратно. Жизнь не баловала маму дорогими подарками. Неловко было принимать их от детей, которые тоже живут на одну зарплату... Все свои последние годы до ухода в мир иной мама уговаривала меня забрать дорогой подарок обратно. Три года тому назад, когда ее не стало, пришлось исполнить наказ. Теперь ваза украшает нашу стенку, ежедневно напоминая о самом дорогом для меня человеке. Она тяжелая, весит около трех килограммов, рифленая, с крупным готическим рисунком. Вазу мы всегда достаем из стенки в день рождения мамы, мой, на 8 Марта и когда в доме появляются большие букеты или цветы на длинных стеблях.
Мода на хрусталь давно прошла. Теперь посуды какой только нет! Недавно дочери упросили меня сходить с маминой вазой к антиквару и оценить ее. «Она, наверное, очень дорогая», - предположили они. Антиквар внимательно изучил нашу реликвию и вздохнул:
- Должен вас огорчить. Ваша ваза, как вы считаете, из богемского стекла - искусная подделка. Она из обычного стекла. По нынешним временам ее стоимость не больше двух тысяч рублей.
Вот как! Оказывается, и в советские времена мошенников хватало! Но это открытие нас не огорчило. У памяти нет цены...
Людмила Иванова, Казань