История Татарстана в вещах. Выпуск №32

История Татарстана в вещах. Выпуск №32

news_top_970_100

Уважаемые читатели!

Накануне большого юбилея - 100-летия Татарской АССР, который будем отмечать в 2020 году, редакция «Казанских ведомостей» совместно с Национальным музеем Республики Татарстан при поддержке Ассоциации музеев РТ дала старт новому проекту «ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА В ВЕЩАХ».
Предлагаем вам рассказать о вещах, в которых отразилось наше время, время ваших родителей, дедушек и бабушек. Это должны быть рассказы об обычных и необычных предметах, которые служили людям. Объясните своим современникам, какое значение имели эти вещи в те годы и для чего они были нужны. Это могут быть предметы как из новейшей истории республики, так и прошлых веков.
Если вещь сохранилась в вашей семье, можете проиллюстрировать свои воспоминания. Присылайте нам фотографии этих предметов по обычной почте (420066, Казань, а/я 231) и электронной (redkv@kazved.ru) или приносите эти вещи в редакцию по адресу: ул. Чистопольская, 5. Мы их сфотографируем и вернем сразу же вам.
Просим принять активное участие в акции «История Татарстана в вещах» сотрудников музеев.
Не забудьте написать, о каком периоде времени вы рассказываете (желательно указать год): это существенно повысит ценность ваших воспоминаний. Обязательно укажите свои координаты для обратной связи: ФИО, домашний адрес или телефон, а также род занятий, возраст (кроме имени, эти сведения публиковаться не будут).
Итак, давайте сообща расскажем историю Татарстана в вещах! Они, самые беспристрастные свидетели времени, хранят энергетику и память о нашем прошлом.

Ведущая рубрики главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера ЯКУПОВА


Деревянный безмен

Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин осматривает экспозицию Лениногорского краеведческого музея

Курьезный случай произошел, когда наш почетный гость - Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин спросил: «Ну что у вас есть такого, чего нет в других музеях? Чем вы можете меня удивить?» А экскурсия проходила в этнографическом зале. Первый попавшийся на глаза экспонат оказался безмен. Удивили - Фарид Хайруллович первый раз увидел такие весы!

Давайте вместе изучим наш безмен - экспонат КП 173/4. Он сделан из целого куска дерева. На одном конце противовес, которым является природное утолщение ветви. Дальше неглубокий надрез, переходящий в гладкую палку-стержень, сужающуюся к другому концу. Длина палки 45,3 см, на нее надета веревочная петля. На другом конце стержня головка для закрепления груза. На стержне - шкала измерений, вес массы обозначен не числами, а точками. Точками служат мелкие металлические гвоздики. 

При взвешивании товар навешивается на головку. Веревочную петлю держат за верхний конец, передвигая по стержню до тех пор, пока безмен не придет в равновесие. Центр тяжести безмена, не нагруженного товаром, придется над нижним концом петли. Между этим местом и концом, на котором находится головка, идет счет делений. Если на головке находится взвешиваемый товар, то для нового равновесия безмена петлю надо пододвинуть ближе к концу с товаром. Точка, которая придется под петлей, покажет вес товара. Шкала неравномерная: с увеличением массы взвешиваемого груза цена деления быстро увеличивается. 

Точностью такой безмен, конечно, не обладал, его нельзя было использовать в торговле, но зато он вполне мог сгодиться для бытовых целей. Например, для обмена продуктами между соседями.

Фагима Фаатовна Минязева, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Лениногорского краеведческого музея


Зеркало из огня 

Картина горящего села на всю жизнь осталась у моей мамы в памяти. В 1930 году в старинном русском селе Коротни случился большой пожар. Был праздник - не то Вознесение Господне, не то Отдание Пасхи. Мальчишки подожгли солому, чтобы испечь яйца. Мимо проходила женщина с ведрами воды. Увидев огонь, она решила его потушить, для чего плеснула из ведра водой. День был очень ветреный, и от напора воды горевшая солома разлетелась в стороны. Искры попали на соседние строения, сделанные из сосновых бревен, пропитанных смолой. Они и загорелись. 
В детстве моя мама проживала в Коротнях в семье своей бабушки Дарьи Степановны Кивалкиной. Она любила вспоминать, какой у бабули был просторный дом. В горнице чисто, стоят горки с посудой - все как в городе. А еще красивое большое зеркало. Чтобы посмотреться в него, маленькая Люба вставала на цыпочки.
Когда начался пожар, Люба убежала на озеро и оттуда смотрела, как дома вспыхивали словно свечки. На людскую беду откликнулись и проплывавшие по Волге мимо села пароходы. Матросы пытались тянуть пожарные рукава, но их длины не хватило... А жители? Кто бежал с багром, кто с ведром. Двоюродная сестра Нина Ананьева полезла на чердак спасать кошку. Саму перепуганную Дарью Степановну вытащили из подпола. К груди она прижимала противни для пирогов - их она посчитала самыми ценными предметами в домашнем хозяйстве. В тот день страшный пожар погубил 90 домов богатого села. 
Вечером погорельцы, собирая вытащенные из домов вещи, обнаружили зеркало. Кто вынес его из дома Кивалкиных, так и не узнали: не до того было... 
В 1932 году зеркало вместе со своими хозяевами переехало в Казань. Оно пережило много переездов - с одной частной квартиры на другую, из Казани в Уфу и снова в Казань.
Сегодня зеркало стоит в нашей двухкомнатной хрущевке у стены между маленькой прихожей и кухней. Каждое утро я причесываюсь перед ним, а перед выходом из дома подкрашиваю губы. И хотя в прихожей есть новое зеркало совершенной прямоугольной формы, я больше всего люблю это старинное. Немой свидетель нашей семейной жизни, где-то в таинственной глубине Зазеркалья оно хранит все, что минуло, все, что мило и дорого моему сердцу. А отражая мой сегодняшний день, откровенно льстит своей хозяйке: «Голова седа, да душа молода!» 

Софья Хамидуллина, Казань

news_right_column_240_400
news_bot_970_100