Как fake news искажают восприятие действительности и меняют стереотипы

О фейковых новостях в период выборов и методах манипуляции в современной медиасреде рассказал на заседании открытого штаба наблюдателей в Общественной палате РТ социолог, член исполкома корпуса «За чистые выборы», руководитель управления Ассоциации юристов России по СКФО и ЮФО Антон Лукаш.

news_top_970_100

Под манипуляцией, как сообщил Лукаш, понимается скрытое управление сознанием и подсознанием человека с целью навязывания ему определенной картины мира и в итоге побуждения к определенному поведению, которое требуется манипулятору.

Эксперт выделил несколько методов манипуляции: когнитивное искажение (когда из всего объекта фиксации вычленяются нужные фрагменты, например, негативные); повтор когнитивного искажения; информационная резервация (современные медиа могут формировать индивидуальную траекторию восприятия реальности под конкретного человека); технология газлайтинга (психологически человека заставляют сомневаться в адекватности своего восприятия действительности).

Под информацией гость предлагает понимать не только сведения о реальности, но и в первую очередь инструмент формирования ценности и утверждения стереотипов мышления и поведения. Стереотип - это набор образов, которые всплывают у человека автоматически и которые у него либо сформировались, либо находятся в состоянии утверждения.

Господин Лукаш озвучил мнение, что единое информационное пространство страны сейчас под угрозой и даже находится в стадии разрушения. Это связано с тем, что телевидение и иные традиционные каналы трансляции информации бешеными темпами теряют свою аудиторию. В то же время происходит приток пользователей в социальные сети.

- Молодежь до 35 лет не смотрит телевидение, не читает иные СМИ и гордится этим, - отметил лектор. - Молодые говорят: «Да что телевизор смотреть, там вещает Киселев. Я сам отберу информацию». И тут они попадают в сети таргета, где якобы через их восприятие формируются предпочтения. Здесь базовая опасность - распространение политического популизма.

Популизмом гость называет явление, когда политик, обладая ярким образом, не имеет ресурсов для выполнения декларированных обещаний.

Так, под влиянием манипуляторов, благодаря соцсетям и массовой культуре, по большей части оказывается молодежь, поглощенная интернет-средой. В числе инструментов влияния есть мемы, которые формируют у молодого поколения искаженные образы. Молодежь сама формирует вокруг себя среду, названную лектором информационной резервацией.

Переходя к теме выборов, Лукаш ознакомил представителей Общественной палаты с наработками корпуса «За чистые выборы» в деле выявления ложной информации вокруг выборного процесса. Он презентовал чек-лист разделения фейковой и правдивой информации с яркими признаками первого.

- Мы смогли разработать чек-лист проверки информации, которая позволяет в три секунды по соответствующему алгоритму определить, касается эта информация реального нарушения или это фейк, - заявил Лукаш.

В ходе обсуждения директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Леонид Толчинский высказал мнение, что бизнес-модели большинства современных медиа сегодня ставят во главу угла скорость подачи информации и так называемый хайп. В результате хромает проверка фактов в потоке информации и недооценка влияния вбрасываемой информации на аудиторию.

- С нами ведут работу на уровне психотроники, психиатрии. В отношении нас целенаправленно применяют технологии газлайтинга и когнитивных искажений. Против нас сегодня работает англосаксонская полемическая школа. У нас же культура другая, нам хочется доказать истину. А с нами работают полемическими приемами, задача которых хакнуть (от англ. to hack - «кромсать»), изнасиловать наше сознание и засунуть туда нужные им стереотипы. Выявить стереотипы - это задача СМИ,

Общественной палаты Татарстана и корпуса наблюдателей. СМИ не должны дать хакнуть сознание населения региона, - подытожил свое выступление Антон Лукаш.

news_right_column_240_400