Как корреспондент «КВ» детям сказки читал

В начале этого года благотворительный фонд «Счастливые истории» (среди прочей его деятельности - популяризация чтения среди детей и подростков) дал старт новому проекту, в рамках которого чтецы-волонтеры посещают коррекционные школы Казани, чтобы читать детям сказки и рассказы. Среди них оказался и корреспондент «КВ».

news_top_970_100
ОтборНе могу сказать, что сразу решился попробовать свои силы в этом проекте, как только узнал о нем. Своих детей у меня нет, вслух я не читал давно. А отбор велся на конкурсной основе среди 65 конкурсантов. Тем не менее, отбросив сомнения, я отправился на прослушивание. Первой неожиданностью стало то, что текст предстояло читать без подготовки. Честно сказать, надеялся, что перед этим будет предоставлено несколько минут на ознакомление. Все оказалось сложнее. На кафедре, за которой предстояло выступать перед жюри, лежало несколько детских книг, конкурсанту предлагалось самому выбрать, что читать.Состав жюри также заставил поволноваться - в нем оказались писатели, школьные педагоги, психологи, специалисты по технике речи. Выбрав наобум сборник рассказов детского писателя Николая Носова, я зачитал жюри отрывок из рассказа «Телефон». От волнения ритм чтения стал слишком быстрым, но позже я с удивлением узнал, что специалисты посчитали это исполнение весьма неплохим. Далее последовал ряд вопросов об образовании, опыте работы с детьми. С этим особых проблем не возникло - учился я как раз на педагога. Даже имел на тот момент небольшой опыт проведения мероприятий в коррекционных школах, о чем, естественно, сообщил.Подготовка

На следующий день мне позвонили и сообщили, что я прошел отбор, пригласили на подготовительные занятия. На них я познакомился с другими чтецами-волонтерами. Компания подобралась более чем разношерстная по возрасту, профессии и образованию - каждый участник благотворительной программы оказался индивидуален.Первое подготовительное занятие для нас провел детский психолог, специалист по детям с различными умственными отклонениями. В годы учебы в вузе я уже прослушал курс по коррекционной педагогике, потому теоретическая информация не стала для меня новой. Зато советы от практика, ежедневно работающего с этими необычными детьми, оказались более чем ценными. Я заметил, что многие в аудитории занервничали. Казалось, приходило наконец осознание того, какая непростая работа нам предстоит.О сложностях напомнили и специалисты по технике речи. Очень скоро стало понятно, что каждый из нас неплохо читает на бытовом уровне, но для профессионала это недостаточно. Конечно, нельзя объять необъятное, а за пару занятий научить человека тому, чему актеры учатся годами. Тем не менее нас научили нескольким полезным упражнениям, улучшающим дикцию и артикуляцию. Рассказали об индивидуальных особенностях произношения каждого из будущих чтецов. Указали, над чем стоит поработать особенно. Оказались весьма полезными и навыки подбора и анализа текста. Ведь сказку мало просто прочитать, предстоит и обсуждение ее со слушателями. Но вот все испытания пройдены. Мне прислали список рекомендуемой литературы и назначили день икс.Школа

Говоря откровенно, струхнул я перед своим первым занятием, как выражается молодежь, неслабо. Все-таки первое общение с детьми всегда непредсказуемо, а тут еще дети непростые... Понравлюсь ли я им, сумею ли захватить их внимание? К счастью, мне очень помогла их учительница, еще перед началом занятия рассказав об особенностях характера каждого ученика.В итоге уже через несколько минут после начала урока я почувствовал себя с ребятами очень легко. Детки оказались просто замечательные, некоторые непоседливые, некоторые стеснительные, но главное - все любознательные! Познакомившись, стал спрашивать, какие сказки им нравятся больше. Сначала отвечали немного со скрипом. Но после первых же удачных ответов все стали наперебой пересказывать сюжеты своих любимых книг и мультфильмов.На следующих занятиях я читал им небольшие русские народные сказки, а также произведения Шарля Перро «Кот в сапогах» и «Красная Шапочка». С последними вышел забавный случай. Прослушав сначала историю о Красной Шапочке, дети весьма заинтересовались финалом, в котором из брюха волка извлекают его жертв. А дослушав «Кота в сапогах», ребята построили логическую цепочку,  даже мне самому не приходившую в голову. По их мнению, странным оказалось то, что людоед, будучи съеденным Котом в облике мыши, не превратился в людоеда обратно. Вот так-то…Обсуждают ребята сказки активно. Их интерес превысил все мои ожидания. Теперь мы переходим к крупному произведению - буду читать им замечательную, на мой взгляд, сказку Михаила Раскатова «Пропавшая буква».

news_right_column_240_400